Колонка главного редактора № 23.2015 г.
Дорогой читатель!
Этот номер «Вестника образования» посвящён итогам Всероссийского семинара-совещания «Актуальные вопросы реализации ФГОС основного общего образования. Региональный аспект», который состоялся в конце октября в Перми.
С 1 сентября 2015 года на новые стандарты перешли 5 классы всех школ страны, в целом в России с 1 по 5 класс по ним учатся 56% школьников, а с учётом пилотного введения в некоторых субъектах Федерации – 70%. Таким образом, вопросы внедрения ФГОС приобретают особую актуальность. Но есть и некоторые проблемы, требующие безотлагательных решений.
Выполняя поручение Президента РФ, мы вместе с федеральным УМО по общему образованию и ассоциациями учителей-предметников ведём работу по определению базового содержания образования, которое должно войти в стандарты, и обязательной части основных общеобразовательных программ. На заседании федерального УМО в конце октября 2015 года были одобрены изменения во ФГОС, конкретизирующие требования к образовательным результатам по двум предметам: русскому языку и математике. Мы планируем, что в течение 2016 года работа будет продолжена, а в 2016–2018 годах будут конкретизированы предметные результаты по всем учебным предметам. Также в рамках поручения президента на заседании УМО рассматривался вопрос о выделении русского языка и литературы в отдельную предметную область.
В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы запланирована работа по совершенствованию технологий и содержанию общего образования. Прежде всего речь идёт о разработке концепций предметных областей. Уже есть Концепция развития математического образования, принят Историко-культурный стандарт, проходит общественное обсуждение Концепции филологического образования. В 2016 году должны появиться концепции по географии, технологии и предметной области «Искусство». До 2020 года мы планируем создать такие концепции по каждому учебному предмету.
За 5 лет реализации ФГОС возникло много вопросов к структуре рабочей программы учебных предметов, то есть к тем программам, которые разрабатывает каждый учитель и которые являются его повседневным инструментом. Сегодня в требованиях ФГОС к структуре основной образовательной программы содержатся восемь пунктов, причём многие из них имеют довольно отдалённое отношение к рабочей программе каждого конкретного учителя, и это вызывает напряжение в учительской среде.
Поэтому нами подготовлены изменения во ФГОС, и мы планируем, что элементами рабочей программы учебного предмета станут три части:
· планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета;
· содержание учебного предмета;
· тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы.
Мы полагаем, что это позволит разгрузить учителей от бумажной работы и сделать рабочие программы учителя действительно полезным элементом. К концу года все указанные изменения планируется внести в стандарты. В субъекты Российской Федерации уже направлены письма о том, что такая работа ведётся с предложением снизить требования к рабочим программам учебных предметов. Эта позиция согласована с Рособрнадзором. Все изменения во ФГОС необходимо вносить после взвешенного, вдумчивого и содержательного обсуждения с привлечением педагогов-практиков.
Ещё одним важным вопросом является использование новых образовательных технологий, в том числе сетевых. В подавляющем большинстве школ современная электронная образовательная среда, которая помогала бы всем участникам образовательного процесса, работает недостаточно эффективно. Как правило, она представлена отдельными элементами: сайтом образовательной организации, электронными журналами и дневниками, медийной библиотекой. Но в построении электронной образовательной среды школам необходим комплексный подход.
В этом году все учебники, входящие в федеральный перечень, впервые представлены и в печатной, и в электронной формах. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, для реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе электронные. Создание новых библиотек – один из приоритетных проектов на ближайшее время. Современная библиотека – не книгохранилище, но социальный институт, который должен выполнять информационно-методическую, образовательную, культурно-просветительскую и профориентационную функции. Поэтому уже в 2016 году в рамках пилотной апробации в ряде субъектов федерации мы запустим этот проект и надеемся, что он будет растиражирован по всей стране.
Острой темой сегодня является изучение второго иностранного языка в основной школе. Напомним, что при составлении своей образовательной программы школа может использовать вариант примерного учебного плана, который предусматривает изучение второго иностранного языка как обязательного. Это необходимо делать только при наличии в школе соответствующего запроса родителей и подходящих условий.
Одно из важнейших направлений реализации стандарта – наличие воспитательного компонента. Чтобы дети приобщались к культурным ценностям многонационального российского народа, гордились нашей страной, для формирования национальной идентичности очень важно, чтобы система образования не оставалась в стороне, разрабатывала и реализовывала воспитательные программы.
Подробнее о том, как идёт работа по новым ФГОСам, что уже сделано, а что необходимо менять, читайте в этом номере. Материалы предоставлены участниками совещания «Актуальные вопросы реализации ФГОС основного общего образования. Региональный аспект», в большинстве из них представлен опыт Пермского края, который гостеприимно встретил всех участников совещания.
Желаю успехов!
Анастасия Зырянова, директор Департамента
государственной политики в сфере общего образования
Минобрнауки России