Юридическая консультация
В нашей рубрике «Юридическая консультация» на ваши вопросы отвечают специалисты в области образовательного права Центра правовых прикладных разработок Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Вы можете задавать интересующие вас вопросы на сайте или присылать их по электронной почте [email protected]. Ответы публикуются в очередных номерах «Вестника образования» и размещаются на сайте издания в разделе «Юридическая консультация».
К рассмотрению принимаются только вопросы по тематике журнала. Персональные данные авторов вопросов редакция обязуется не разглашать.
Может ли внеурочная деятельность в школе осуществляться с привлечением организаций дополнительного образования?
Внеурочная деятельность является частью основной общеобразовательной программы. Образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и организаций дополнительного образования.
Положения о возможности реализации образовательных программ в сетевой форме содержатся в пункте 17 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, п. 16 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, п. 16 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 413.
При организации внеурочной деятельности через сетевую форму реализации образовательных программ организация дополнительного образования и общеобразовательная организация должны заключить договор о сетевом взаимодействии в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». При этом в общеобразовательной организации должен быть принят локальный нормативный акт о порядке зачёта образовательных результатов, полученных обучающимися в организации дополнительного образования.
Для правильного ведения кадровой работы в частном образовательном учреждении и расчёта заработной платы, прошу дать разъяснение, исключающее нарушение требований трудового законодательства Российской Федерации. Имеет ли право руководитель частного образовательного учреждения возложить на себя обязанности внутренним приказом учреждения по выполнению внутреннего совмещения (0,5 ставки инженер-теплотехник) и внутреннего совместительства (0,5 ставки инспектора по кадрам), с учётом того, что в данном учреждении специалистов в указанной области нет и на работу не устраивались по причине низкой заработной платы, установленной штатным расписанием. Обращаю внимание, что аналогичная ситуация предусмотрена при отсутствии главного бухгалтера в организации, где на руководителя организации возложены обязанности по принятию на себя этих обязанностей для сдачи отчётности от организации в налоговые органы, органы соцстраха и пенсионный фонд. Учитывая изложенное, ответ прошу дать установленным порядком, согласно требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».
В соответствии со ст. 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены), наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путём совмещения профессий (должностей).
Вместе с тем согласно ст. 282 ТК РФ работник в свободное от основной работы время вправе выполнять другую регулярную работу на условиях трудового договора. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей. При этом продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырёх часов в день.
Таким образом, описанная вами ситуация, когда руководитель частной образовательной организации замещает инженера-теплотехника путём совмещения и инспектора по кадрам по внутреннему совместительству при соблюдении норм рабочего времени, соответствует законодательству Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ установление штатного расписания относится к компетенции образовательной организации, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, при отсутствии в штатном расписании образовательной организации должности бухгалтера, его функции вправе выполнять руководитель образовательной организации.
В завершение отметим, что журнал «Вестник образования» является официальным справочно-информационным изданием Министерства образования и науки Российской Федерации, а следовательно, не связан обязательством отвечать своим читателям в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Если вы хотите получить ответ в порядке, установленном данным законом, в будущем направляйте, пожалуйста, ваши обращения непосредственно в адрес приёмной Министерства образования и науки Российской Федерации.
Можно ли применить меры дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, отчисление) к учащимся по дополнительным общеразвивающим программам в организации дополнительного образования, например в доме детского творчества?
Как следует из положений ч. 4 и 5 ст. 43 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», меры дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, отчисление) могут применяться к обучающимся любых организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Исключение установлено для обучающихся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). Кроме того, не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребёнком (ч. 6 ст. 43).
Меры дисциплинарного взыскания применяются за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит запретов для применения мер дисциплинарного взыскания к учащимся по дополнительным общеразвивающим программам в организациях дополнительного образования.
Отметим, что обучение конкретного учащегося по дополнительным общеразвивающим программам в организациях дополнительного образования никак юридически не связано с освоением этим учащимся основных общеобразовательных программ, то есть с получением общего образования в других образовательных организациях. Поэтому представляется, что положения ч. 9 и 10 ст. 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся применения такой меры дисциплинарного взыскания, как отчисление, к несовершеннолетним обучающимся, не получившим общего образования, не распространяются на учащихся по дополнительным общеразвивающим программам в организациях дополнительного образования.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит указаний, с какого возраста или на каком этапе обучения по дополнительным общеразвивающим программам к учащемуся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания (за исключением отчисления, которое допустимо только по достижении любым обучающимся возраста пятнадцати лет – ч. 8 ст. 43). При разрешении данного вопроса необходимо руководствоваться аналогией закона, а именно, нельзя применять дисциплинарные взыскания (замечание, выговор) к учащимся, которые параллельно проходят (или могли бы проходить) обучение по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, к учащимся с ограниченными возможностями здоровья.
В вопросах применения и снятия мер дисциплинарного взыскания, их обжалования в комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений необходимо руководствоваться непосредственно положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 43, 45) и приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 г. № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания».
Обязана ли школа выдавать детям рабочие тетради бесплатно?
В соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. В тексте статьи отсутствует упоминание о рабочих тетрадях. Вопрос о том, должна ли школа предоставлять рабочие тетради, до сих пор остаётся нерешённым.
С одной стороны, в соответствии с ГОСТом рабочая тетрадь относится к учебным пособиям («ГОСТ 7.60-2003 Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения», введён Постановлением Госстандарта России от 25 ноября 2003 г. № 331-ст), а в соответствии с СанПиН – к отдельному виду изданий («практикум») («СанПиН 2.4.7.1166-02. 2.4.7. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования. Санитарные правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 7 октября 2002 г.).
С другой стороны, закон говорит о предоставлении учебников и других материалов на время («пользование на время получения образования»), а рабочая тетрадь, которая будет исписана карандашом или ручкой и не сможет быть предоставлена учащимся следующего класса, не предполагает возможности «временного пользования».
Даже судебная практика на текущий момент не даёт однозначного ответа на этот вопрос. Существующие решения по искам, касающимся непредставления рабочих тетрадей, выносятся как в пользу школы, так и в пользу обучающегося: апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 22 мая 2014 г. по делу № 33-2365/2014, определение Самарского областного суда от 31 января 2012 г. № 33-911, решение Вилегодского районного суда № 2-331/2014 2-331/2014 М-263/2014 М-263/2014 от 19 августа 2014 г. по делу № 2-331/2014, решение Верхнеколымского районного суда № 2-54/2014 от 23 апреля 2014 г.
Представляется, что в данном вопросе необходима конкретизация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Эту цель, например, преследует законопроект, внесённый в Государственную Думу Российской Федерации Законодательной думой Томской области. Данный законопроект содержит правки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», предлагающий исключить издания «используемые на невозвратной основе в течение одного учебного цикла» из числа учебных пособий. Данная инициатива включена в программу законопроектной работы Государственной Думы Российской Федерации и будет рассмотрен в мае 2017 года.
Что же касается повседневной школьной практики, стоит добавить, что в случае невыдачи рабочей тетради обучающемуся родители (законные представители) могут обратиться к руководителю образовательной организации с соответствующей просьбой. При отказе родители (законные представители) вправе обратиться к учредителю образовательной организации либо в орган по контролю и надзору в сфере образования в субъекте Российской Федерации.
Какие локальные нормативные акты должна размещать образовательная организация на своем сайте? Где они должны быть размещены и как оформлены?
Образовательная организация самостоятельно решает, какие именно локальные нормативные акты стоит размещать на своём сайте, за исключением случаев, когда обязательность такого размещения напрямую указана в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Закон устанавливает, что на сайте образовательной организации должны быть размещены акты, принимаемые по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Законодатель конкретизирует некоторые из них: акты, регламентирующие правила приёма обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Порядок размещения локальных нормативных актов на сайте образовательной организации регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации», а также приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 29 мая 2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нём информации». На сайте образовательной организации локальные нормативные акты должны быть размещены в разделе «Сведения об образовательной организации» – «Документы».
При оформлении локальных нормативных актов образовательная организация может руководствоваться требованиями ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации». Однако образовательной организации необходимо учитывать, что требования к оформлению документов, установленные ГОСТом, носят рекомендательный характер (Постановление Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации»). При размещении локальных нормативных актов рекомендуется обеспечить наличие в их тексте наименования, даты издания, порядкового (регистрационного) номера, подписи уполномоченного должностного лица, информации о согласовании документа, печати образовательной организации.
Распространяется ли действие ст. 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на муниципальные дошкольные организации? Каким образом должен быть организован подвоз детей к образовательной организации и обратно?
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» транспортное обеспечение предусмотрено для обучающихся государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы. Программы дошкольного образования относятся к общеобразовательным программам, следовательно, на них также распространяется действие ст. 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Организация бесплатной перевозки осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций (ч. 2 ст. 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Порядок организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях между поселениями устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
При организации бесплатной перевозки должны учитываться требования ГОСТа Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 1 апреля 1998 г. № 101), технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» ТР ТС 018/2011 (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств»), Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» от 17 декабря 2013 г. № 1177 и «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемио-логические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).
При расположении школы на расстоянии свыше 3–4 км (в зависимости от климатической зоны) для учащихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до школы и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону. Оптимальный пешеходный подход учащихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.
Для учащихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий рекомендуется предусматривать интернат при общеобразовательной организации (п. 2.5 и 2.6 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»; утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).
Ученице 18 лет. Окончила 10-й класс с двойками по трем предметам. Как переводить ее в 11-й класс? В соответствии со ст. 58 Закона об образовании ликвидировать академическую задолженность можно в течение года. Ученицей какого класса ее считать?
В соответствии с ч. 8 ст. 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. Обучающаяся в данном случае будет условно переведена в 11-й класс. Срок ликвидации академической задолженности устанавливается образовательной организацией самостоятельно в пределах одного года. Год является максимальным сроком для прохождения повторной промежуточной аттестации для ликвидации академической задолженности, образовательная организация в праве установить более сжатые сроки.
В том случае, если обучающаяся не ликвидирует академическую задолженность в установленные сроки, по усмотрению ее родителей (законных представителей) она будет оставлена на повторное обучение (в 10-м классе), переведена на обучение по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (в 10-м или 11-м классе, в зависимости от программы) либо на обучение по индивидуальному учебному плану (в 10-м или 11-м классе, если индивидуальный учебный план позволит освоить образовательную программу в должном объеме).
Порядок ликвидации академической задолженности должен быть урегулирован соответствующим локальным нормативным актом образовательной организации, например положением, регулирующим периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, или отдельным положением о ликвидации академической задолженности.
Как соотносятся понятия «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» и «дети-инвалиды» в сфере образования? Относятся ли ч. 3 ст. 55 и ч. 3 ст. 79 Закона об образовании к детям-инвалидам или только к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?
Понятие «инвалид» содержится в ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Для детей (лица в возрасте до 18 лет) устанавливается специальная категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»).
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082.
Обучающийся может иметь особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонение в поведении, но при этом не иметь статуса «инвалид» и даже не иметь достаточных медицинских оснований для получения данного статуса. Однако в образовательных целях обучающемуся могут требоваться особая психолого-медико-педагогическая помощь и особая организация обучения и воспитания, необходимость которых устанавливается в результате проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования. Такое обследование проводит психолого-медико-педагогическая комиссия. Она же готовит соответствующие рекомендации для образовательной организации.
Для обучающихся с инвалидностью, в соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся определяются в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (Приказ Минтруда России от 31 июля 2015 г. № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»).
Ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Ч. 3 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает перечень специальных условий (условия обучения, воспитания и развития) для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Ч. 1 указанной статьи устанавливает, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой.
Толкование этих статей позволяет заключить следующее: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе является одним из вариантов получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно может быть рекомендовано психолого-медико-педагогической комиссией и требует согласия родителей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья может обучаться не по адаптированной основной общеобразовательной программе, однако ему могут требоваться специальные условия (условия обучения, воспитания и развития), которые образовательная организация на основании рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии обязана обеспечить.
Имеет ли право образовательная организация (техникум) зачислить в порядке перевода из другого техникума студента, имеющего аттестат об основном общем образовании, если вакантное место есть по программе подготовки, прием на которую осуществлялся на базе среднего общего образования. При этом, согласно справке о периоде обучения, студент освоил дисциплины общеобразовательного учебного цикла, прошел промежуточную аттестацию. Такой же вопрос возникает при переводе внутри техникума с очной формы обучения (на базе основного общего образования) на заочную (на базе среднего общего образования).
Вопросы приема в организации среднего профессионального образования на текущий момент урегулированы Приказом Министерства образования и науки России от 23 января 2014 г. № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования».
Вопросы перевода регулируются Приказом Министерства образования и науки России от 10 февраля 2017 г. № 124 «Об утверждении Порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования»*. Пункт 7 данного Порядка устанавливает, что перевод осуществляется при наличии образования, требуемого для освоения соответствующей образовательной программы, в том числе при получении его за рубежом. Толкование пункта 7 Порядка позволяет заключить, что под «наличием образования, требуемого для освоения соответствующей образовательной программы» может пониматься не только уровень образования, но также и подтвержденное промежуточной аттестацией освоение соответствующих дисциплин в образовательной организации. Дальнейшая конкретизация указанного положения в Порядке отсутствует, что позволяет образовательной организации детализированно закрепить регулирование порядка перевода обучающихся в собственном локальном нормативном акте (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Локальный нормативный акт может касаться перевода внутри организации, в том числе перевода с очной/заочной формы на заочную/очную форму, так и перевода обучающегося из другой организации.
Я начинающий заместитель директора в одной из провинциальных школ. До сих пор не могу найти точного ответа на вопрос, как организовать и, главное, правильно составить локальные акты (в том числе программы) по внеурочной деятельности. На какие нормативные акты можно опереться? Одни уже устарели, другие отозваны. Я не юрист и совсем не могу разобраться в этих тонкостях. Подскажите, какие документы (свежие, актуальные) регламентируют организацию внеурочной деятельности в школе?
Содержание общего образования, а также его цели, задачи и планируемые результаты определяются основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и с учетом примерной основной образовательной программы (ст. 12 и 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции от 31 декабря 2015 г.), от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в редакции от 31 декабря 2015 г.), от 17 мая 2012 г. № 413 (в редакции от 31 декабря 2015 г.) утверждены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования, разработанные в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», внесены в реестр примерных основных образовательных программ (www.fgosreestr.ru).
Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (редакция Постановления Государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2005 г. № 81).
Внеурочная деятельность обеспечивает решение задач как воспитания, так и обучения в равной мере.
Внеурочная деятельность обучающихся может включать краеведческую работу, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и так далее, для организации внеурочной деятельности могут использоваться различные организационные формы (научно-практические конференции, олимпиады, концерты, выставки, экскурсии, походы и т. п.). В процессе внеурочной деятельности обучающиеся могут объединяться в кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, школьные научные общества, военно-патриотические объединения и т. п.).
Внеурочная деятельность организуется в рамках реализации основной общеобразовательной программы и не может подменяться занятиями, относящимися к дополнительному образованию.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования определяет общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования, которое составляет:
до 1350 часов на уровне начального общего образования;
до 1750 часов на уровне основного общего образования;
до 700 часов на уровне среднего общего образования.
Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объем часов исключительно в учебное время.
Формы организации внеурочной деятельности общеобразовательная организация определяет самостоятельно, с учетом интересов и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей).
План внеурочной деятельности, как и учебный план, является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ общего образования, определяет содержание, формы организации, объем внеурочной деятельности.
Организация внеурочной деятельности не должна препятствовать вовлечению обучающихся в занятия дополнительным образованием.
Локальным нормативным актом общеобразовательной организации об организации внеурочной деятельности могут быть установлены требования к программам внеурочной деятельности. На уровне общеобразовательной организации устанавливаются требования к структурным элементам программы внеурочной деятельности. Так, программа внеурочной деятельности содержит:
а) название программы внеурочной деятельности;
б) направление внеурочной деятельности, в рамках которого предполагается реализовать данную программу;
в) возраст детей, на которых рассчитано содержание внеурочной деятельности;
г) срок реализации программы внеурочной деятельности;
д) актуальность (педагогическая целесообразность) программы внеурочной деятельности; цель и задачи про-
граммы внеурочной деятельности.
Цель должна соответствовать требованиям к личностным результатам освоения образовательной программы, установленным федеральными государственными образовательными стандартами.
Задачи должны раскрывать логику достижения цели при организации практической деятельности обучающихся;
е) формы и режим занятий;
ж) ожидаемые результаты реализации внеурочной деятельности и способы определения результативности. Результаты необходимо описать для трех уровней: личностного, метапредметного и предметного;
з) учебно-тематический план программы.
Содержание программы должно представлять собой краткое описание каждой темы с выделением основных понятий и видов деятельности обучающихся, подлежащих освоению.
В локальном нормативном акте необходимо предусмотреть систему оценки достижения результатов внеурочной деятельности и привести перечень контрольных испытаний, проверяющих уровень освоения учащимися содержания каждой темы и программы внеурочной деятельности в целом.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и положениями федеральных государственных образовательных стандартов для осуществления внеурочной деятельности может использоваться сетевая форма реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов организаций дополнительного образования.
Таким образом, в общеобразовательной организации должен действовать локальный нормативный акт, регламентирующий вопросы организации сетевой формы реализации образовательных программ, в том числе примерную форму договора о сетевой форме реализации образовательных программ.
При организации внеурочной деятельности следует руководствоваться следующими правовыми документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказами от 26 ноября 2010 г. № 1241, 22 сентября 2011 г. № 2357, 18 декабря 2012 г. № 1060, 29 декабря 2014 г. № 1643, 31 декабря 2015 № 1576;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями от 29 декабря 2014 г. № 1644, 31 декабря 2015 г. № 1577;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, с изменениями от 29 декабря 2014 г. № 1645, 31 декабря 2015 г. № 1578;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015);
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010 г. № 189 в редакции изменений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 81);
приказ Росстата от 17 августа 2016 г. № 429 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования».
письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
письмо Минобрнауки России от 7 августа 2015 г. № 08-1228 «О направлении рекомендаций».
1. У нас возник вопрос по расчету нагрузки преподавателей (Торжокский педагогический колледж, программы по педагогическим специальностям). Все годы нагрузка педагогов рассчитывалась исходя из 18 недельных часов (как в школе). Это очень удобно для работников, так как наша деятельность тесно связана со школами и другими образовательными учреждениями.
В этом году нам предлагают перейти на расчет нагрузки по модели техникумов – годовая нагрузка 720 часов за ставку. Мотивируют требование тем, что мы – учреждение профессионального образования.
Мы не нашли в действующей нормативно-правовой базе строгого указания для этого перехода, напротив – везде есть оговорка «за исключением», «кроме педагогических колледжей».
Значит ли это, что педагогические колледжи имеют право расчет нагрузки проводить из недельных 18 часов?
Должны ли мы в обязательном порядке переходить на расчет оплаты исходя из 720 часов в год за ставку?
2. Нас предупредили, что при расчете оплаты исходя из 720 часов педагог обязан выдать все часы, даже если они пришлись по расписанию на праздничные дни. Получается, что студент и преподаватель должны отработать за праздники. Правомерно ли это требование?
1. Вопросы продолжительности рабочего времени педагогических работников (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), а также порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, регламентируются приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601.
По общему правилу в соответствии с п. 2.8.2 указанного приказа Минобрнауки России норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств, и по основным программам профессионального обучения.
Вместе с тем, согласно п. 2.8.1 приказа Минобрнауки России на преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности, действует исключение: для них устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.
Таким образом, вы вправе продолжить расчет нагрузки преподавателей своей образовательной организации из расчета 18 часов в неделю за ставку заработной платы.
2. В соответствии с п. 4.1 приказа Минобрнауки России при определении нормы часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы исходя из 720 часов в год для преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, учебная нагрузка на выходные и нерабочие праздничные дни не планируется.
Это означает, что расписание учебных занятий должно планироваться с учетом производственного календаря на соответствующий год, учитывающего нерабочие и праздничные дни. Если на практике выходит, что учебное занятие в соответствии с расписанием спланировано на нерабочий или праздничный день, уменьшения нагрузки педагогических работников не происходит. Пропущенное занятие должно быть отработано.
Я гражданин России, но родной язык моих детей финский. Конституция России гарантирует моим детям право изучения родного языка, однако в их школе финский язык не преподается. Могу ли я потребовать у администрации школы ввести курс изучения финского языка для моих детей?
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает право на изучение родного языка в образовательной организации. Родной язык из числа языков народов Российской Федерации – может использоваться на уровнях дошкольного, начального общего и основного общего образования. Однако это право реализуется «в пределах возможностей, предоставляемых системой образования» (ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Это означает, что право ставится под условие наличия в образовательной организации соответствующих ресурсов и инфраструктуры.
Реализация данного права, в соответствии с законом, обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования.
На уровне общего образования к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится разработка и реализация региональных программ в области образования (в том числе с учетом этнокультурных особенностей субъекта), создание образовательных организации, обеспечение получения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях и государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, организация обеспечения образовательных организаций учебниками и учебными пособиями и пр. (ст. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Вам необходимо обратиться в администрацию образовательной организации с запросом на введение соответствующего курса, если у образовательной организации есть соответствующие возможности (в рамках образовательной программы, внеурочной деятельности или дополнительного образования).
Если возможности отсутствуют нужно обратиться с запросом к учредителю образовательной организации. Последней инстанцией для обращения по этому вопросу является орган управления образованием субъекта Российской Федерации. Однако в том случае, если ресурсы и инфраструктура в образовательной организации и в субъекте Российской Федерации не могут быть созданы, право вашего ребенка на изучение родного языка должно реализовываться вами с привлечением собственных ресурсов.