НОВОСТИ
Завершился II Международный конкурс молодых преподавателей России и государств-участников СНГ «Педагогическое начало»
На Московском международном салоне образования 20 апреля 2018 года подвели итоги очного этапа (финала ) II Международного конкурса молодых преподавателей России и государств-участников СНГ «Педагогическое начало».
II Международный конкурс молодых преподавателей России и государств-участников СНГ «Педагогическое начало» позволил создать дополнительные условия для реализации научного и творческого потенциала молодых преподавательских кадров, их самореализации и дальнейшего профессионального роста. В рамках Конкурса состоялся обмен эффективными образовательными практиками, влияющими на повышение качества высшего педагогического образования в странах Содружества.
Проведение мероприятия было поддержано Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Его учредителями выступили три общественные организации: Евразийская ассоциация педагогических университетов, Ассоциация развития педагогических университетов и институтов и Национальная ассоциация организаций дополнительного профессионального педагогического образования, координатором стал Московский педагогический государственный университет.
15 молодых преподавателей-победителей заочного этапа в возрасте до 35 лет, представляющих организации высшего и дополнительного профессионального педагогического образования России, Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана, продемонстрировали свое профессиональное мастерство на финале Конкурса.
Программа финала Конкурса включала в себя два основных испытания: открытое занятие для студентов и мастер-класс для коллег. По итогам указанных конкурсных испытаний пятеро конкурсантов, набравших наибольшее количество баллов, были объявлены лауреатами Конкурса и приглашены к участию в панельной дискуссии: «Онлайн образование в высшей школе: миф или реальность?»:
1. Блохина Ольга Анатольевна (Институт развития образования Калининградской области, Россия)
2. Ибрагимов Аман Илесович (Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан)
3. Мохова Вероника Олеговна (Нижегородский институт развития образования, Россия)
4. Осинина Татьяна Николаевна (Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Орехово-Зуево Московской области, Россия)
5. Шпак Дарья Сергеевна (Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Беларусь)
Победителями панельной дискуссии и Конкурса в целом стали следующие участники:
1-е место – Блохина Ольга Анатольевна
2-е место – Мохова Вероника Олеговна
3-е место – Шпак Дарья Сергеевна
Специального приза партнера конкурса Общероссийского Профсоюза образования была удостоена Куренная Елена Викторовна, преподаватель Института развития образования Краснодарского края.
Подведение итогов Конкурса состоялось на сцене Московского международного салона образования. Финалисты Конкурса, его лауреаты и победители получили дипломы и памятные сувениры. Победителю – 1 место – предоставлено право полностью оплачиваемой зарубежной стажировки в вузе-партнере МПГУ, участникам, занявшим 2 и 3 места – право оплачиваемой стажировки на базе МПГУ по избранной специальности.
Партнерами Конкурса стали Общероссийский Профсоюз образования, Евразийская ассоциация университетов, редакция «Учительской газеты».
Пять лауреатов II Международного конкурса молодых преподавателей вузов России и государств-участников СНГ «Педагогическое начало» поделились своими впечатлениями.
Татьяна Осинина, доцент кафедры педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета, г. Орехово-Зуево Московской области:
- В Гуманитарно-технологический университет я поступила, когда мне было 15 лет, окончила аспирантуру, защитила диссертацию по психологическим наукам, затем окончила докторантуру в МПГУ. Сейчас преподаю педагогику и психологию, веду самые разные курсы, в том числе «Общую педагогику», «Управление образовательными системами», «Современные проблемы науки об образовании».
В конкурсе «Педагогическое начало» участвую второй раз. В 2016 году, когда он проводился впервые, прошла в финал, а теперь стала лауреатом. На заочном этапе нужно было представить методическую разработку занятия со студентами, эссе об онлайн-образовании и видеоролик о том, почему я выбрала профессию преподавателя. Серьезным испытанием стал очный этап, когда нужно было провести занятие для студентов МПГУ, а затем мастер-классы для коллег. Еще мы поучаствовали в панельной дискуссии «Онлайн образование в высшей школе: миф или реальность?»
Конкурс для меня – это возможность пообщаться с коллегами, обменяться опытом, узнать новые идеи, чтобы потом использовать их в повседневной работе.
Аман Ибрагимов, заместитель директора Института искусств, культуры и спорта, старший преподаватель кафедры теории и методики преподавания ИЗО и ДПИ Казахского национального педагогического университет имени Абая, г. Алматы:
- О конкурсе «Педагогическое начало» я узнал в научном отделе нашего университета – мне сказали, что поскольку я молодой ученый, владеющий русским языком, то обязательно должен поучаствовать. Для системы педагогического образования Казахстана очень важны связи с Россией. Ведь мы, как и раньше, учим студентов по книгам Макаренко и Сухомлинского, Ушинского и Крупской, хотя, конечно, придаем большое значение и трудам представителей нашей национальной науки. И в Казахстане, и в России придают огромное значение повышению престижа профессии педагога.
На очном этапе конкурса, который проходил в Москве, я провел занятие для студентов МПГУ. Это были студенты не только художественно-графического факультета, но и филологи, и, по-моему, мне удалось всех их заинтересовать. Видно, что студенты очень умные, хорошо мыслят логически, они легко отвечали на мои вопросы. Лауреаты конкурса также участвовали в панельной дискуссии, посвященной онлайн-образованию, - это очень актуальная тема сегодня. Наш вуз сотрудничает с зарубежными университетами, в том числе российскими, есть совместные магистерские программы, и мы понимаем целесообразность и важность использования в образовательном процессе онлайн-технологий.
Конкурс «Педагогическое начало» стал для меня источником вдохновения, я приобрел здесь уникальный опыт для моей дальнейшей работы.
Дарья Шпак, начальник учебно-методического отдела по управлению качеством образования, доцент кафедры фундаментальной и прикладной математики Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, Беларусь:
- В 2016 году я приезжала в Москву на конкурс «Педагогическое начало» вместе с коллегой из нашего университета, которая в нем участвовала. В этом году решила поучаствовать тоже, потому что мне очень нравится преподавательская работа. Несмотря на то, что в университете я занимаюсь также организационными вопросами, никогда ее не брошу. Тем более что это семейная традиция – моя мама школьный учитель, и еще в раннем детстве она брала меня на свои уроки, и я сидела в классе на задней парте.
Материалы для заочного конкурса я собрала за два дня. Чтобы написать эссе об онлайн-образовании, почитала дополнительно статьи, а ответить на вопрос, почему выбрала профессию преподавателя, и записать об этом видеоролик, было несложно. Поскольку у нас в университете регулярно проводятся семинары об инновациях в обучении, удалось подготовить и разработку занятия. На очном туре немного волновалась, когда проводила занятие со студентами. Но было очень интересно наблюдать за их реакцией, тем более что тему я предложила необычную, на пересечении математики и психологии.
По итогам конкурса получила диплом третьей степени, и мне очень хочется поблагодарить организаторов. На очном этапе нас опекали, к каждому участнику отнеслись с трепетом и вниманием.
Вероника Мохова, доцент кафедры психологии Нижегородского института развития образования:
- В нашем институте я преподаю психологические дисциплины, в том числе возрастную психологию, консультирование, психологию поведения в сети, суицидологию, а также курсы, связанные с гендерным подходом, - кандидатскую диссертацию защищала по гендерной проблематике. Мои слушатели – не только учителя, но и педагоги-психологи из профессиональных колледжей, школ и детских садов. Сама я не так давно работала педагогом-психологом в организации среднего профессионального образования.
Информацию о конкурсе «Педагогическое начало» я получила в нашем научном отделе. К тому же в 2016 году в конкурсе участвовал мой коллега по институту Андрей Сергеевич Мольков, он получил диплом второй степени, сейчас работает проректором, и в этом году он приложил много усилий, чтобы меня к конкурсу подготовить.
Очный этап был организован очень динамично – мы столько всего увидели за два дня, побывали в театре, узнали о новых педагогических техниках на мастер-классах. Доброжелательность членов жюри, заинтересованность конкурсантов – все это вызвало лишь положительные эмоции. Конкурс для меня стал хорошим опытом профессиональной рефлексии, укрепил веру в себя, дал уникальную возможность поделиться с коллегами из разных стран своим опытом.
Ольга Блохина, методист, и.о. заведующего кафедрой педагогики и психологии Института развития образования Калининградской области:
- Среди финалистов конкурса «Педагогическое начало» я одна из немногих, для кого преподавательская работа не является основной и кто не имеет ученой степени. На конкурс вообще попала случайно – в нем собиралась участвовать коллега из нашего института, но оказалось, что ее педагогический стаж превышает пять лет, срок, максимально допустимый условиями конкурса. И тогда ректор института Лилия Алексеевна Зорькина сказала: «Если не ты, то никто!» Так что я подала заявку, и для меня стал полной неожиданностью выход в финал и тем более победа.
В своем институте я читаю курс психофизиологии, объясняю слушателям ее связь с образовательным процессом, и на очном этапе конкурса этой дисциплине было посвящено и мое занятие со студентами, и мастер-класс. Мы много общались с финалистами, получили обратную связь, и мне даже показалось, что общения было мало – хотелось еще и еще.
Мои руководители в меня верили, и их доверие я оправдала. Когда коллеги спрашивают, как мне удалось победить, отвечаю, что всегда стараюсь делать свою работу хорошо, и на всех этапах конкурса я выполняла задания с полной самоотдачей. У меня есть профессиональные амбиции, и благодаря конкурсу я их удовлетворила.