НОВОСТИ
Российские школьники - лучшие по чтению в мире
Россия подтвердила свое лидерство и заняла 1 место в международном исследовании читательской грамотности PIRLS.
Сегодня были опубликованы результаты международного исследования читательской грамотности PIRLS - Progress in International Reading Literacy Study. Российские четвероклассники заняли в нем первое место, набрав 581 балл. Это на 13 больше, чем результат прошлой волны исследования в 2011 году. При этом российские школьники серьезно опередили в рейтинге другие страны, такие, как Сингапур, Китай (Гонконг) и Финляндия - признанных мировых лидеров в сфере образования.
В целом, в России стало больше хорошо читающих школьников. В 2001 г. примерно одинаковая доля четвероклассников оказалась по обе стороны баррикад - 4 не смогли преодолеть порог среднего уровня грамотности и только 5% оказались на продвинутом. Но к 2006 году почти в четыре раза выросла доля продвинутых читателей - до 19%. При этом низкий уровень показали только 2% четвероклассников. В 2011 г. ситуация практически не изменилась, а в 2016 г. наивысшего уровня читательской грамотности достигли уже 26 процентов учащихся четвертых классов. Среднего уровня в чтении не смог достичь лишь 1 процент учеников.
Однако последняя волна исследования говорит о том, что дети стали несколько хуже читать при поступлении в первый класс по сравнению с предыдущей волной. Доля первоклассников с хорошими навыками чтения осталась прежней, при том, что выросла доля детей, которые читают плохо. Но несмотря на то, что уровень чтения первоклассников снижается в течение последних 11 лет, результаты России в PIRLS растут. Это может говорить о том, что к 4 классу школа выравнивает детей по читательской грамотности и подтягивает отстающих.
В то же время родители достаточно активно вовлекаются в обучение детей в дошкольный период. Если в 2001 г. 7% родителей никогда не занимались с детьми чтением, то в 2006 г. - 4%, а в 2011 и 2016 - 1%. Но доля родителей, занимавшихся чтением часто, практически не растет - после всплеска активности в 2006 году произошло снижение доли таких родителей. К 2016 г. треть родителей отмечала, что занимались с детьми до школы иногда, а две трети - что часто.
Такой тренд на высокую родительскую вовлеченность - то есть, активное участие в развитии и воспитании ребенка - отмечается и в других исследованиях. Более того, это может говорить о более ответственном подходе к родительству и воспитанию: взрослые осознают важность чтения и занимаются им с детьми, даже если сами мало интересуются книгами.
Кроме того, изменилось и отношение родителей четвероклассников к чтению - в четыре раза выросла доля тех, кто не любит читать, по сравнению с 2001 г. Родителей же, любящих читать, стало в два раза меньше - 25% в 2016 году против 51% в 2001. Начиная с 2011 г. преобладает средний интерес к чтению - читают иногда две трети родителей.
“Такая динамика может быть связана с тем, что в начальной школе мы перешли от трехлетней программы образования на четырехлетнюю – у нас сразу выросли результаты, - считает Виктор Болотов, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ. - Лишний год, конечно, дает добавку, это замечено по разным странам. Это потребовало серьезной перестройки образовательного процесса. В стандарт заложены формирование навыков высокого порядка, таких как методы когнитивных умений, социальных умений и т.д. Дети из начальной школы выходят со сформированным смысловым чтением. Второй сюжет - у родителей появилось время думать о детях. То есть экономический фактор – страна вышла из состояния дефолта. Образование для родителей стало важнее необходимости заработать на кусок хлеба. Третий сюжет – учебники стали работать не на развитие памяти, а на интерпретацию, на комментарии и так далее. Появились разные учебники, возможность выбирать и строить обучение адекватно потребностям и способностям учеников в классе”
«Система дошкольного образования стала ориентироваться на подготовку к школе. Уже в конце 90-х началась сильная конкуренция школ, дифференциация их уровня. Возник отбор и конкурс детей. С этим, так или иначе, боролись, но в определенный момент мы были на пике всего этого. И, разумеется, семьи максимально вкладывались в подготовку детей. Это тогда сформировалось, действует и сейчас - preschool. В элитных школах есть пре-preschool – подготовка к подготовке. То есть дети начинают подготовку раньше. Теперь в начальной школе вполне уже реализуются новые образовательные стандарты, - отмечает Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. - В начальной школе дети формируют необходимые умения для обучения в основной и средней школах, где реализуются новые образовательные стандарты, отвечающие общим тенденциям международной образовательной политики».
Более подробно о результатах PIRLS и динамике результатов стран в предыдущие волны исследований
По материалам пресс-службы Института образования НИУ ВШЭ