НОВОСТИ
15 марта в Институте «Стрелка» прошел круглый стол «Профессии будущего»
В преддверии Московского международного салона образования в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» прошел круглый стол «Профессии будущего». Лучшие российские специалисты по анализу рынка труда, форсайта, рекрутинга и инновационного обучения обсудили вопросы профориентации и прогнозирования занятости.
Участниками круглого стола стали Вениамин Каганов, заместитель министра образования и науки Российской Федерации, Алена Владимирская, хедхантер, основатель проекта «Антирабство», куратор кластера «Профориентация» на Салоне образования, Алексей Гусев, руководитель службы мониторинга инновационной инфраструктуры ОАО «РВК», Ольга Полищук, исполнительный директор Института «Стрелка» и руководитель онлайн-школы городских предпринимателей Vector, Дмитрий Волошин, директор департамента исследований и образования Mail.Ru Group, Дмитрий Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий», Александр Чулок, заместитель директора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, Алексей Серебряков, президент Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», научный сотрудник МГУ, Андрей Елисеев, главный редактор портала Работа.ру, Александр Ларьяновский, директор по бизнес-развитию Skyeng и Павел Лебедев, руководитель направления исследований Superjob. Модератором дискуссии выступила журналист, директор по внешним связям проекта «Сноб» Ксения Чудинова.
По итогам круглого стола, эксперты сошлись на том, что правильнее предсказывать не профессии, а навыки и компетенции будущего. Среди наиболее нужных компетенций называли ответственность за свою жизнь, адаптивность, обладание экспертизой в своей сфере, системность мышления, умение создавать проекты под ключ, мотивацию и навыки инвестировать в самого себя.
Одним из основных моментов, также звучавших в ходе дискуссии, стал вопрос – а кто же должен формировать заказ на новые актуальные профессии? Государство, бизнес, вузы, сами абитуриенты?
По словам Вениамина Каганова, роль государства заключается, в первую очередь, в создании условий для плодотворного сотрудничества бизнеса и школ, что в итоге приведет к получению достойного образования. Кроме того, особое значение придается дополнительному образованию, которое позволяет более гибко реагировать на изменения, происходящие на рынке труда. По мнению Вениамина Каганова, прогнозирование профессий будущего – это сфера совместных действий вузов и корпораций. Кроме того, «в обществе не хватает и ответственности самого ребенка, и родителей за будущее семьи, которые, зачастую, полагаются сначала на школу, потом на вуз, потом на работодателя».
На этот счет мнения экспертов разделились. Дмитрий Судаков полагает, что сегодня первенство в формировании запроса на профессии будущего должно быть у крупных компаний, которые составляют свой прогноз на специалистов, исходя из собственной стратегии развития, и далее доносят его до сферы образования. Дмитрий Волошин, напротив, считает, что главная роль у вузов – именно они должны прогнозировать запросы бизнеса, исходя из моделирования состояния рынка на несколько лет вперед.
Алена Владимирская отметила, что зачастую сегодня крупные компании обращаются за помощью к хэдхантерам в прогнозировании своих потребностей в специалистах будущего. Вузы действительно мало инвестируют в исследования профессий будущего, к этому добавляется «проклятие родителей», которые программируют детей на профессии прошлого: «Иди бухгалтером – это верный кусок хлеба». Такая ситуация может в отдаленной перспективе привести к безработице.
«Народная» профориентация зачастую сводится к результатам ЕГЭ – по каким предметам ребенок удачно сдал экзамен, в той области и будет учиться. В качестве альтернативы такому неосознанному подходу Алексей Серебряков предложил развивать систему профориентационных лагерей и мотивационные тренинги для школьников и активнее работать с родителями, показывая им, что через 5-10 лет наиболее востребованными специалистами будут, например, инженеры и IT специалисты, а не экономисты и юристы.
«Сегодня, в условиях возросшей конкуренции на рынке труда, доля вакансий, в которых предлагают работу начинающим специалистам, сократилась с 17 % до 12%, и до 60% этих вакансий приходится на долю ритейла», – говорит Андрей Елисеев. В хорошие годы нормальной ситуацией на рынке считалось соотношение, когда на одну вакансию, опубликованную в месяц, приходилось 1,5-3 резюме, сейчас – это 5-6 резюме на одну вакансию. Павел Лебедев добавил, что, по данным опросов, люди до сих пор ориентируются на уважаемые «советские» профессии медиков и инженеров, но 14% населения уже признают потенциал сферы IT. И этот тренд необходимо усилить.
По мнению Алексея Гусева, совсем скоро рынок труда в привычном для нас виде вообще исчезнет вместе с понятием профессии. Причина таких радикальных перемен – полное вытеснение человека из сферы стандартизированных операций роботизированным производством и искусственным интеллектом. Наибольшую ценность в такой ситуации будут иметь творческие компетенции и способность придумывать кастомизированные товары и услуги.
Необходимо делать ставку на две формы обучения: фундаментальное образование в государственных вузах и краткосрочные частные программы. Если за первым признаются высокое качество, но оторванность от бизнес-реалий, то вторые, напротив, максимально быстро реагируют на запросы рынка. По мнению Александра Ларьяновского, и государственные вузы, и коммерческие школы должны действовать как бизнес, удовлетворяющий потребности своих учеников. И здесь главное верно определить эти потребности. «Иногда экспериментальные школы, которые сначала могут не вызывать доверия, просто потому что, их не с чем сравнивать, выращивают гораздо более качественный человеческий капитал, чем те школы, которые гордятся только своими методами», – замечает Ольга Полищук. Ведь сегодня образование должно не просто давать готовые знания на лекциях, но формировать те самые компетенции через практику и эксперимент, само быть экспериментом. А профессионалам будущего необходимо быть готовыми к постоянному образованию. В этом случае никакие потрясения рынка труда им не будут страшны.
Эксперты также обсудили, можно ли вообще верить прогнозам на 2020-2035 годы. Например, Алексей Гусев считает, что прогнозы не должны быть основанием для слепой веры и для снятия ответственности за будущую карьерную траекторию. «Прогнозы и форсайты не должны создавать иллюзию, что мы восстановим госплан или распределение. Они выполняют другую важную функцию: информация о технологических изменениях помогает людям привить культуру мыслить о будущем, немножко поменять точку зрения на возможное будущее». Сегодня специалисты в прогнозировании будущего пользуются, в основном, методами форсайта. «Форсайт – это формирование будущего, это не попытка его угадать»,– объясняет заместитель директора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок. Такие методы не просто описывают, что будет, а проектируют это самое будущее вместе с людьми, его создающими: менеджерами в образовании, представителями власти, родителями и работодателями, – и получают разные сценарии, в зависимости от того, как будут действовать эти участники. Такой подход дает более надежные результаты. В качестве примера, Александр продемонстрировал «Прогноз научно-технологического развития России: 2030», где указаны основные рынки и потребительские характеристики, которые позволят компаниям быть конкурентоспособными.
В заключении Вениамин Каганов предложил развить дискуссию на площадке Салона образования и договориться о конкретных проектах образовательных стартапов и партнерских программах, чьи идеи был озвучены на круглом столе.
Московский международный салон образования, организованный Министерством образования и науки РФ, пройдет с 13 по 16 апреля 2016 года в 75 павильоне ВДНХ. Салон станет площадкой для знакомства с лучшими практиками и новыми трендами в образовании, платформой для генерации новых идей и обсуждения новых планов. Одной из основных площадок на Салоне образования станет кластер «Профессии будущего», посвященный новому современному подходу к профориентации. Куратором площадки выступила Алена Владимирская.
Организатор дискуссии: Московский международный салон образования, Министерство образования и науки Российской Федерации.
Место и время: Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», 15 марта 2016 г.
Прессслужба:
Агентство «Правила Общения»
Ася Фурсова
email: [email protected]
тел.: +7 495 626 20 02; +7 910 453 6811
Москва, Ленинградский проспект, д. 28, оф. 175
www.pravila-o.ru