НОВОСТИ
31 мая исполняется 90 лет со дня рождения Дмитрия Зуева
31 мая исполняется 90 лет со дня рождения Дмитрия Зуева – автора концепции современного школьного учебника
Дмитрий Дмитриевич Зуев – ученый, педагог, возглавлявший издательство «Просвещение» с 1969 по 1993 год. С его именем связаны кардинальные изменения в сфере учебного книгоиздания, и сегодняшние учебно-методические комплексы (УМК) во многом основаны на разработанных им принципах.
Дмитрий Зуев – человек интересной и сложной судьбы. Потомок псковских дворян, сын «врага народа», он начинал педагогическую карьеру, работая учителем в сельской школе Борского района Куйбышевской области, одновременно заведовал районным отделом культуры. Заочно учился на историческом факультете МГУ и вскоре был назначен заведующим Куйбышевским областным отделом народного образования (в современной терминологии – был министром образования Самарской области).
В конце 1960-х годов его яркое выступление о проблемах в обеспечении школ учебниками было отмечено министром просвещения СССР Михаилом Алексеевичем Прокофьевым, и Дмитрию Дмитриевичу было предложено возглавить «Просвещение» - единственное в те годы издательство, выпускавшее учебники для всех школ страны, и самому исправить ситуацию.
Ключевой пункт реформы учебного книгоиздания, которую провел Дмитрий Зуев, - переход от издания просто учебников к выпуску учебно-методических комплексов, когда вместе с учебником учителям предлагается методическая литература, а детям – рабочие тетради, книги для чтения и другие учебные материалы.
Позднее, в 1970-е годы «Просвещение» в развитие проводимых преобразований стало издавать серии методических пособий – так называемые библиотеки, ориентированные на учителя, директора, завуча. В издательстве начали выходить книги в сериях «За страницами учебника», «Школьная библиотека», «Мир знаний», «Люди науки».
Дмитрий Зуев привлек к сотрудничеству ведущих учёных всех областей знаний, деятелей литературы и искусства. При нем в издательстве авторами учебников стали Д.Б. Кабалевский (музыка) и Б.М. Неменский (изобразительное искусство), А.Д. Александров, А.Н. Колмогоров и А.В. Погорелов (математика), И.К. Кикоин (физика). Он изменил принципы подбора редакторских кадров в издательство. Если раньше предпочтение отдавалось профессиональным редакторам, то новый директор чаще брал на работу учителей-предметников, отправляя их на редакторские курсы. Такие редакторы говорили с авторами на одном языке, одновременно играя роль методистов. В структуре издательства был создан научный центр, изучавший проблемы школьного учебника, начал выходить цикл сборников научных трудов с одноименным названием.
Учебники и учебные пособия менялись содержательно. «Что поражало меня, когда я просматривал книги «Просвещения» после прихода нового директора - ??? появление литературы, направленной на воспитание личности ученика и учителя, библиотека директора школы, библиотека для учащихся, выходящие за рамки программ, - вспоминал известный педагог-новатор Шалва Амонашвили. - Все это расширяло горизонты школ, способствовало развитию творческого мышления».
Именно при Дмитрии Зуеве учебники стали издаваться миллионными тиражами, было положено начало компьютеризации издательского процесса, выходу на новый организационный и технологический уровень работы. Учебники стали поступать в школу уже летом, а не в первой половине учебного года, как это было раньше.
Коллеги называли Дмитрия Зуева «димократом» - было известно, что он может ослушаться партийного руководства и при необходимости отстоять свою точку зрения. В 1983 году тиражом 400 тыс. экземпляров он издал книгу притесняемого в то время Шалвы Амонашвили «Здравствуйте, дети!», затем еще несколько его работ, а также труды многих других ставших популярными в годы перестройки педагогов-новаторов.
Блестящий оратор и публицист, умеющий излагать педагогические и экономические идеи простым и доступным языком, свое видение теории школьного учебника (его функции, структуры, принципы создания и пути совершенствования) Дмитрий Зуев изложил в монографии «Школьный учебник», вышедшей в 1983 году и переизданной «Просвещением» в 2015 году, через два года после его смерти. Монография содержит практические рекомендации, проверенные многолетним опытом, и до сих пор является настольной книгой специалистов.
Сегодня, используя наследие Дмитрия Зуева, ключевыми принципами организации учебного книгоиздания, заложенные им, «Просвещение» выпускает не только учебники, но и различные виды учебной, научной и научно-популярной литературы для родителей, учителей, директоров образовательных организаций, ученых-педагогов. Уже невозможно представить себе школьный учебник, выпущенный без так называемого «шлейфа», то есть не включенный в учебно-методический комплекс.