АЛЕКСАНДР ЛЕЙБОВИЧ: «НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ В РОССИИ СОЗДАЁТСЯ С НУЛЯ»
Более десяти лет назад под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) начала создаваться Национальная система квалификаций, ключевая задача которой – согласование спроса и предложения на квалификации работников. Спрос предъявляют работодатели, рынок труда, а кадры готовит система образования.
Для развития механизмов взаимодействия в этой сфере в 2006 году было создано Национальное агентство развития квалификаций (НАРК). Его учредители – Правительство России, РСПП и Федерация независимых профсоюзов России. От имени Правительства России функции учредителя выполняют Минобрнауки России и Минтруд России.
НАРК является оператором национальной системы квалификаций, отвечает за организацион-но-методическое обеспечение работы Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, советов по профессиональным квалификациям, центров оценки квалификаций. НАРК утверждает профессиональные квалификации и ведёт общенациональный Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации. В структуре Агентства начал работать Базовый центр подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
О профессиональных стандартах и профессиональных квалификациях, об актуализации образовательных стандартов с учётом требований работодателей и о создании системы независимой оценки квалификаций в интервью «Вестнику образования» рассказал генеральный директор НАРК Александр ЛЕЙБОВИЧ.
– Александр Наумович, зачем вообще нужна национальная система квалификаций?
– Она является основой для подготовки кадров, отвечающих требованиям современной экономики. Это масштабный социальный проект, который будет расширяться, охватывая новые отрасли и новые регионы. Мы вовлекаем в работу наиболее компетентных представителей бизнес-сообщества и сферы образования, чтобы учесть и гармонизировать различные интересы – бизнеса, государства, самих работников.
Это нормальная практика любой цивилизованной страны. Просто Россия пошла по этому пути намного позже. Серьёзно изменив социально-экономический уклад в 1990-е годы, мы почти 20 лет не пытались изменить систему квалификаций, она осталась методологически нетронутой с 1960-х годов и по большому счету была рассчитана только на рабочих. Для специалистов среднего и высшего звена существовали лишь общие квалификационные требования, а должности были типовыми – ведь государство оставалось главным работодателем. Так что национальную систему квалификаций, отвечающую требованиям вре-мени, мы сейчас формируем практически с нуля.
Её институциональное ядро образуют несколько структур. Это прежде всего Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, Минобрнауки России и Минтруда России, а также сеть отраслевых советов по профессиональным квалификациям.
– Вот уже несколько лет разрабатываются и утверждаются профессиональные стандарты. В чём заключается их роль в системе подготовки кадров?
– Профстандарт – это основной механизм сопряжения требований рынка труда и сферы подготовки кадров, единственный документ, где требования рынка труда методически оформлены, формализованы и официально признаны работодателями, предъявлены системе образования. Важно, что в профессиональных стандартах отражена позиция не просто отдельных работодателей, а согласованное мнение большинства участников рынка труда.
В профессиональном обучении и в среднем профессиональном образовании роль профстандартов должна быть значительной – они могут стать основой образовательных стандартов и программ. А в высшей школе их задача – дать сигнал разработчикам программ, какие компетенции понадобятся выпускникам, чтобы быть востребованными на рынке труда.
В советское время молодых специалистов, пришедших на предприятия по окончании вузов, нельзя было в течение трёх лет наказывать или увольнять. А сейчас бизнес-процессы стали иными – работодатели не могут тратить столько времени на адаптацию. При этом в компаниях постоянно возникают проблемы, связанные с ошибками при найме персонала. Руководители постоянно жалуются, что надежды на дипломы даже самых престижных вузов зачастую не оправдываются, сотрудник не в состоянии работать так, как нужно.
Все это происходит из-за отсутствия чётких ориентиров во взаимодействии бизнеса и системы образования. Мы пытаемся такие ориентиры создать.
– Благодаря использованию профессиональных стандартов в колледжах и вузах должно повыситься качество образования. Как работает этот механизм?
– Главная часть любого механизма – это, как известно, голова. Поэтому механизм применения профессиональных стандартов в сфере образования не будет эффективным, если к нему «не прикладывать голову». Мы можем создавать сколько угодно процедур и регламентов, но без нашего заинтересованного участия они заработают нескоро или не заработают вообще.
Казалось бы, последовательность действий должна быть такой. Сначала разрабатывается и утверждается профстандарт, на его основе актуализируется федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), затем меняется примерная программа, после чего вуз или профессиональный колледж вносит изменения в свою программу и начинает учебный процесс с учётом требований профстандарта. Каждый из этих шагов может занять целый год, а то и больше, и, на мой взгляд, это тупиковый путь. Действовать нужно гораздо быстрее.
Образовательная организация может учитывать профстандарт в своей работе сразу после его официального утверждения. ФГОС регулирует прежде всего основные рамки учебного процесса, а профстандарт задаёт ориентиры при формировании профессиональных компетенций выпускников. Оба стандарта дополняют друг друга. К тому же мы выигрываем время, а это важно для современной экономики с её бизнес-процессами. Так что стоит серьезно подумать об изменении механизмов применения профстандартов в образовании, и многое здесь зависит от администраторов и преподавателей вузов и техникумов.
На мой взгляд, необходимо организовать повышение квалификации работников образовательных организаций, отвечающих за внедрение профстандартов, на базе ведущих экспертных организаций – Национального агентства развития квалификаций, НИУ ВШЭ. Мы сейчас формируем сеть базовых методических центров в регионах, которые тоже будут помогать учебным заведениям в вопросах применения профстандартов.
– Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил недавно, что среди разработанных стандартов есть «мертворождённые», то есть их невозможно применить в системе образования.
– Профстандарты разрабатываются не только для того, чтобы дать сигнал системе образования, хотя это, конечно, одно из ключевых направлений. Они нужны на предприятиях для управления персоналом, для оценки квалификации работников, которые давно присутствуют на рынке труда. Наконец, профстандарт может быть использован, чтобы установить соответствие и обеспечить взаимное признание квалификаций с нашими зарубежными партнёрами.
При этом, безусловно, необходим критический анализ того, что было сделано в последние годы в части разработки профессиональных стандартов. Его должны проводить представители бизнеса и сферы образования. Наша система квалификаций строится очень быстрыми темпами по мировым меркам, поэтому неудивительно, что есть и неудачные примеры, особенно «первого призыва». Кроме того, в стране пока крайне мало специалистов с серьёзной методической компетенцией в области систем квалификаций. В последние годы по мере реструктуризации предприятий и смены собственников в реальном секторе их почти не осталось. Этот экспертный потенциал мы сейчас воссоздаём с большими усилиями. По понятным причинам больше всего таких людей работает в системе профессионального образования. Если они также имеют достаточное представление и о потребностях бизнеса, это вообще уникальные специалисты.
Таким образом, некоторые профстандарты, разработанные в самом начале пути, действительно оставляют желать лучшего, поскольку конкурс на их разработку выигрывали случайные организации. Но в Минтруде России достаточно быстро были сделаны выводы, и разработка профстандартов была перенесена на площадку работодателей, её стал координировать РСПП. И сегодня очередной профстандарт не может появиться лишь потому, что какая-то отдельная организация заинтересована в выполнении госзаказа. С инициативой должны выступить работодатели и их объединения.
Кроме того, сложилось и определённое «разделение труда». Профессиональными стандартами, связанными с реальным сектором, сегодня занимается РСПП, а также советы по профессиональным квалификациям. А направления, связанные прежде всего с государственным сектором и социальной сферой, поддерживает Минтруд России, эту функцию выполняет его подведомственная организация – ВНИИ труда. В последнем случае до сих пор есть важная проблема: в социальных секторах советы по профессиональным квалификациям пока не созданы. На наш взгляд, это затрудняет их применение и поддержание в актуальном состоянии.
– Широкой общественности адресованы не столько профессиональные стандарты, сколько профессиональные квалификации. Как о них можно получить информацию?
– Действительно, именно квалификации рассчитаны на широкий круг пользователей. Конкретные люди сталкиваются не столько с профстандартами, сколько с квалификациями. В Интернете создан Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации nok-nark.ru/. В нём содержатся полные данные обо всех квалификациях, которые утверждены НАРК и имеют официальный статус. Есть и другие ресурсы, где размещаются, например, примеры оценочных материалов для того, чтобы соискатели квалификаций могли получить представление о том, что от них потребуется на экзамене. Мы создаём базовые методические площадки в субъектах Федерации – более 20 регионов в 2017 году получат от Национального агентства поддержку на развитие экспертно-методической базы, на проведение мероприятий по развитию системы квалификаций. Там также можно получить необходимую информацию и консультационную поддержку.
Открытость рынка труда во многом обусловлена признанием систем квалификаций в странах-партнёрах, и мы работаем над тем, чтобы российские квалификации понимались и воспринимались нашими зарубежными партнёрами, налаживаем информационный обмен.
– Каковы перспективы развития в России независимой системы оценки квалификаций? Будут ли выпускники колледжей, учебных центров сдавать квалификационные экзамены за рамками учебных заведений? И должны ли такие экзамены быть демонстрационными?
– В советские годы квалификационный экзамен был обязателен при подготовке рабочих и специалистов среднего звена, но затем это понятие из законодательства исчезло. Сейчас эту ошибку пытаются исправить, квалификационный экзамен возвращается, но его называют демонстрационным. Термин позаимствован у финнов, но по сути ничего не меняется – речь идет об экзамене в условиях, приближённых к реальному производству, как это и было в советское время, да и в большинстве развитых стран такой порядок действует. Возвращение квалификационного экзамена в систему среднего профессионального образования (СПО) можно только приветствовать. Правда, некоторые коллеги забывают, что понятие квалификационного экзамена для присвоения квалификаций по профессиям рабочих и служащих в Законе об образовании уже давно присутствует. Там говорится и о структуре экзамена (близкой к той, которая предусмотрена в системе независимой оценки квалификаций), и об участии работодателей в проведении экзамена.
А дальше вопрос в деталях. Если раньше квалификационный экзамен колледжи проводили на своих площадках, приглашая представителей работодателей, то сейчас возможны другие форматы – с учётом опыта развитых стран. Поэтому законодательство позволяет проводить квалификационный экзамен в форме независимой оценки квалификаций. Скорее всего, далеко не все выпускники организаций СПО смогут сдать такой экзамен в независимых центрах, но поначалу он и не будет обязательным для всех.
Идею эксперимента по проведению независимой оценки квалификаций выпускников колледжей с 2018 года (такое решение было принято президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам) мы поддерживаем и рассчитываем, что в перспективе эта мера позволит существенно снизить барьеры по вхождению молодых людей на рынок труда. Чтобы работодатели могли вкладываться в оценку квалификации не только своих действующих сотрудников, но и потенциальных (тех, кто обязался не менее чем через 3 месяца по окончании обучения отработать не менее 1 года), разработаны предложения по созданию для них налоговых стимулов, недавно Госдума приняла в третьем чтении соответствующий закон. Квалификационный (демонстрационный) экзамен в форме независимой оценки квалификаций должен финансироваться совместно и работодателями, и системой образования. А со стороны образования дополнительные вложения не понадобятся – в колледжах и так проводится итоговая аттестация, в ходе которой проверяются навыки выпускников. Наоборот, лучшие колледжи смогут получить статус экзаменационных площадок центров оценки квалификации и получить дополнительные источники финансирования.
– К работе над профстандартами планируется привлечь движение WordSkills Russia и проверять профстандарты на чемпионатах профессионального мастерства. Как вы относитесь к этой идее?
– Это полезная идея, и мы будем налаживать сотрудничество с коллегами, на днях на заседании Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям об этом заявил его председатель – президент РСПП Александр Шохин. Конкурсы, которые проводит WorldSkills, – это привлекательные и современные шоу, которые повышают интерес молодёжи к рабочим профессиям. Многие страны мира в этом участвуют. России такие соревнования тоже важны, так как традиционные методы профориентации и конкурсы мастерства не приводят к нужным эффектам. Хотя не стоит забывать, что и в нашем профессиональном образовании есть замечательные традиции – в своё время российская система подготовки профессиональных кадров изучалась и использовалась, например в Германии в первой половине XX века. А в недавнем прошлом в нашей стране действовали практически все элементы, которые сейчас включаются в дуальное обучение.
Стандартные спецификации разрабатываются WorldSkills International (WSI) прежде всего для конкурсов профессионального мастерства, и в развитых странах не ставят знак равенства между стандартами WSI и национальными стандартами подготовки кадров. Каждая развитая страна разрабатывает свои национальные стандарты, учитывающие специфику своих рынков труда, структуру экономики и технологические уклады. У каждого инструмента – своя область применения, нельзя сверлить рубанком и строгать дрелью.
При этом мы, конечно же, будем внимательно анализировать методическую основу WSI и использовать в работе над национальной системой квалификаций. В целом только практика покажет наиболее рациональные решения в этой сфере. Практически ни одной стране не удалось с чистого листа создать эффективную систему квалификаций. Везде это эволюционный процесс, основанный на постоянном анализе сделанного и систематическом улучшении всех механизмов национальной системы квалификаций на основе практики, диалога бизнеса и государства. На мой взгляд, у нас сейчас недостаточно прилагается усилий для сравнительного анализа отечественных профстандартов и зарубежных аналогов в развитых странах. Здесь предстоит многое сделать, в том числе и привлекая возможности WSI.
К слову, нужно будет проанализировать экономические модели демонстрационных экзаменов и отработать наиболее эффективные схемы, которые позволят снизить пока крайне высокие затраты. Главное – чтобы по окончании образовательной программы молодые люди могли получить свидетельство о независимой оценке их квалификации, признаваемое государством и включённое в федеральный реестр. Тогда они попадут в когорту профессионалов, информация о которых доступна всем работодателям страны.
– Помимо развития национальной системы квалификаций, НАРК занимается вопросами среднего профессионального образования. В чём здесь заключаются ваши функции? Не возникает ли дублирование с федеральными или региональными органами власти?
– Известно, что в России не хватает квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, а организаций, способных влиять на систему их подготовки, не так много. Поэтому Национальное агентство, обладая информацией о новых квалификациях и требованиях работодателей, должно помочь системе СПО и корпоративному сектору выстроить такую систему подготовки, благодаря которой дефицит кадров будет минимизирован. Дублирование не возникает, поскольку мы сосредоточены именно на вопросах взаимодействия образования и бизнеса.
В структуре НАРК создан Базовый центр подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, его задача – способствовать наиболее эффективному взаимодействию среднего профессионального образования и работодателей. Причём мы постараемся для этого взаимодействия выстроить конкретный инструментарий, кроме традиционных совещаний различного толка. Базовый центр не собирается разрабатывать ФГОСы и образовательные программы или вести традиционную методическую подготовку и переподготовку преподавателей.
– Какие проекты он реализует?
– Например, один из проектов Базового центра – анализ, поддержка и тиражирование лучших практик взаимодействия профессионального образования и бизнеса, приводящих к конкретным результатам подготовки кадров. Когда мы говорим о лучших практиках, подразумевается возможность их распространения, потому что успех подобных проектов зачастую обусловлен особой экономической поддержкой или отношениями руководителей. В июне мы объявили конкурс лучших практик и очень надеемся, что его результаты помогут выявить модели, пригодные для широкого распространения. Мы также будем инициировать реальные изменения правовой рамки для снятия барьеров для полезного практического опыта.
Другой проект Базового центра – развитие у преподавателей СПО компетенций, которые помогут готовить кадры, ориентированные на рынок труда. Преподаватели должны понимать требования профстандартов, уметь учитывать их в своих образовательных программах, не дожидаясь указаний сверху. И они должны готовить выпускников к независимой оценке квалификаций, результатам которой доверяют работодатели.
Ещё Базовый центр будет поддерживать внедрение цифровых технологий в системе подготовки квалифицированных рабочих кадров. Сейчас много говорится о развитии цифровой экономики, и именно в системе образования у людей формируются компетенции, которые способствуют проникновению цифровых технологий в бизнес-процессы реального сектора. Кроме того, известно, что цифровые технологии в образовании повышают эффективность самих образовательных программ.
Подготовил Борис СТАРЦЕВ.