НОВОСТИ
Частный капитал приходит в образование: на форуме «Город образования» представители государства и бизнеса обсудили возможности и условия сотрудничества
7 сентября, Москва. Государственно-частное партнерство в образовании позволит существенно повысить его качество и не отставать от основных тенденций развития современной экономики и общества. На международном форуме «Город образования», который в эти дни проходит в Москве на ВДНХ, состоялся круглый стол «Инвестиции в образование: от общего к частному», организаторами которого стали ГК «Просвещение» и ИД «Коммерсантъ».
Сегодня коммерческие компании делают большой вклад в региональное развитие — то, что зачастую не по силам государству. Именно такая интеграция и взаимодействие государственного и частного сектора — ключ к развитию сферы образования. Имея разные источники финансирования, образование может предоставить возможность человеку выбирать собственную образовательную траекторию, разные форматы и продукты в соответствии с актуальными потребностями. Именно качественные изменения в образовании способны привести к качественным долгосрочным изменениям в обществе. Об этом и многих других вопросах развития современного отечественного образования говорили участники дискуссии.
В работе круглого стола приняли участие Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования, Владимир Узун, президент АО «Управляющая компания “Просвещение”», Тигран Шмис, руководитель образовательных проектов Всемирного банка, Ирина Ефремова-Гарт, руководитель направления IBM Россия/СНГ, Михаил Мокринский, директор Letovo School, Сиродж Лоиков, заместитель генерального директора по персоналу и социальной политике ПАО «Фосагро», Татьяна Петропавловская, директор по работе с партнерами компании Kidzania.
Сергей Кравцов отметил, что, хотя образование в России — это в основном государственный сектор и государственные средства, важно, чтобы и бизнес участвовал в его развитии. «Уже сегодня можно изучить накопленный опыт,— добавил он.— В стране действуют уникальные проекты, позволяющие существенно повысить качество образования. Один из них — проект “Я сдам ЕГЭ!”, благодаря которому в ряде регионов за два года удалось уменьшить количество не преодолевших минимальные пороги по русскому языку и другим предметам в три раза. Этот проект — пример государственно-частного партнерства». Сегодня он активно используется почти во всех регионах страны. Учитывая имеющуюся отдельную практику, приносящую позитивные результаты, Сергей Кравцов предложил создать дорожную карту взаимодействия бизнеса и государства в развитии системы образования на всех уровнях.
Владимир Узун подчеркнул, что всеобщая цифровизация экономики меняет не только макроэкономический ландшафт, но и траекторию образования каждого человека: «Сегодня нельзя получить образование на всю жизнь — мир настолько быстро меняется, что каждые несколько лет исчезают десятки профессий и появляются десятки новых. Сложно прогнозировать, что будет через пять, семь, десять лет. Именно поэтому бизнес готов вкладывать в образование: наблюдается смещение фокуса во всех крупных корпорациях мира от благотворительности к социальному инвестированию в системы образования. Понимая это, мы недавно приняли решение о диверсификации направлений инвестирования: от строительства и развития сети частных центров дополнительного образования, оснащения оборудованием всего школьного пространства, инвестиций в образовательную платформу, которая охватит всех участников образовательного процесса — школьников, учителей, родителей (а это сегодня уже около 80 млн человек), до создания академии “Просвещение”, которая занимается обучением людей на протяжении всей жизни, создавая продукты для воспитания и обучения с раннего детства до профессиональной подготовки».
Сиродж Лоиков рассказал, что компания «Фосагро» начала серьезно инвестировать в человеческий капитал в регионах несколько лет назад, создав в 2013 году в пяти городах России «Фосагро-классы»: «Уже сейчас мы можем подсчитать, что если хотя бы половина выпускников этих классов вернется к нам грамотными специалистами, то наши вложения окупятся. Мы подходим к этим инвестициям системно, развивая материальную базу, работая и с педагогами, и с детьми, и с их родителями. Причем роль последних особенно важна — мы даем родителям максимальную информацию о будущем ребенка, о его профессии и перспективах его обучения и карьеры».
Участники дискуссии сошлись во мнении, что частные инвестиции в образование на данном этапе могут стать эффективными в логике государственного-частного партнерства, когда бизнес и государство выступают соинвесторами, преследуя общие цели и задачи. Именно в этом случае сфера образования станет привлекательной для крупных компаний и сможет использовать все преимущества информатизации и повсеместного внедрения высоких технологий. И тогда пользу от этого почувствует все общество.