На сайте https://diplomy-grup24.com онлайн консультанты помогут купить диплом о среднем образовании

Архив новостей

Научно-проектная лаборатория и международная педагогическая конференция в республике Карелия

22–23 сентября 2015 г. были особенными датами для г. Петрозаводск республики Карелия. Дело в том, что к юбилею Петрозаводского государственного университета (Далее – ПетрГУ), которому исполнилось ни много ни мало 75 лет, приурочили и открытие научно-проектной лаборатории «Илмаринен», и VII Международную педагогическую конференцию. Тема внедрения IT-технологий в российскую систему образования сегодня является одной из ключевых. В связи с этим прошедшие события показались нам интересными и особо значимыми для работников сферы образования, и мы хотели бы рассказать о них более подробно на страницах нашего журнала.

Итак, 22 сентября в Петрозаводске состоялось открытие научно-проектной лаборатории для школьников и студентов «Илмаринен». Созданная на базе ПетрГУ, она позволит ребятам совместно с методистами разрабатывать собственные проекты, получать исследовательские навыки и учиться работать в команде.

Проект поддержало Министерство образования и науки Российской Федерации вместе с рядом таких крупных компаний, как EMC, Intel, LEGO Education и Polymedia. Вместе они предоставили необходимое современное оборудование и технику, учебные курсы и материалы, а также опыт и экспертизу. Одно то, что ведущие специалисты этих коммерческих предприятий объединили свои усилия для претворения в действительность данного проекта, делает его по-настоящему уникальным и бесценным вкладом в развитие российского образования.

Своё название лаборатория получила в честь прославленного героя карело-финского эпоса Илмаринена. Один их трёх высших божеств мифологии, он создал огонь на небе, искра которого упала на землю и послужила на пользу людям. Таким образом, образ кузнеца Илмаринена послужил метафорой для нового научного центра, и важно, что само название тесно связано с историей и культурой республики Карелия.

В основе проекта лежит международная система центров STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics), целью которой является мотивация абитуриентов выбирать научно-техническую сферу образования, а именно инженерные и технические специальности. Разработчики системы рассчитывают на то, что новинки науки и техники, современное программное обеспечение и открытый к ним доступ подогреют интерес школьников к данной области, повысят престиж точных наук и повлияют на выбор направления высшего образования. В России продвижением STEM-центров занимается компания Intel.

Гостей научно-проектной лаборатории поприветствовал заместитель Министра образования и науки Вениамин Каганов. Он поздравил университет с началом работы лаборатории и сказал, что этот опыт станет впоследствии модельным для всей страны и будет распространятся и на другие регионы.

Ректор ПетрГУ Анатолий Воронин в своей вступительной речи особенно отметил высокую важность открытия в университете центра, где школьники и студенты смогут заниматься конструированием и робототехникой, математикой и математическим моделированием, программированием и изобретательством. «Мы попытались создать целый комплекс, который будет работать на главную идею – подготовку молодых специалистов. Я уверен, что многие из них уже в школе понимают, какую профессию выберут, чем будут заниматься в будущем», – добавил он в конце своего выступления.

Стоит отметить, что ПетрГУ всегда играл решающую роль в развитии системы профессионального и, что немаловажно, общего образования в Карелии. Первые профильные классы и классы с углублённым изучением предметов были открыты именно благодаря сотрудничеству школ республики с Петрозаводским университетом. Программа «Шаг в будущее», выросшая в программу «Будущее Карелии», Всероссийская олимпиада школьников, профильные лагеря, разработка и реализация курса «Моя Карелия» – все эти проекты были осуществлены совместно школами Карелии, Министерством образования и ПетрГУ. «Мы уверены, что здесь всегда будут учиться заинтересованные ребята и из крупных центров и ведущих школ, и самых отдалённых уголков республики», – высказалась Татьяна Васильева, первый заместитель Министра образования республики Карелия, также принявшая участие в этом торжественном мероприятии.

Представителям компаний, спонсирующих работу лаборатории «Илмаринен», подробно рассказали гостям о назначении своих проектов и методологии их реализации.

Елена Новикова, генеральный директор компании Polymedia, подчеркнула, что понимать, какие специальности и инженерные направления востребованы в XXI веке, можно только при взаимодействии с высокотехнологичными компаниями, которые занимаются инновационными технологиями и робототехникой. «Ведущие компании собрались и совместно с ПетрГУ вложились в создание этого центра для того, чтобы помочь нашей молодёжи освоить эти области знаний, необходимые для современного специалиста», – пояснила она. Так, компания Polymedia планирует внедрить интерактивное оборудование, специализированное программное обеспечение, цифровые лаборатории по естественнонаучному циклу, методические комплексы материалов для помощи как ученикам, так и преподавателям, а также проведёт для педагогов курсы по методической и технологической поддержке научно-инженерного образования с современными средствами обучения по работе с интерактивными досками и цифровыми лабораториями.

Вера Баклашова, директор образовательных программ Intel в России и странах СНГ, рассказала о предоставленных корпорацией технологиях работы с одноплатными компьютерами, благодаря которым появилась возможность реализации более сложных прикладных инженерных и исследовательских проектов. «Мы ставим перед собой амбициозные цели и будем их добиваться, чтобы у детей были самые современные курсы, самые современные технологии, чтобы обучающиеся в этом центре стали самыми успешными инженерами», – сообщила она на пресс-конференции.

Компания LEGO Education, более 30 лет разрабатывающая самые современные методики для обучения, оснастила лабораторию «Илмаринен» инновационной образовательной платформой LEGO MINDSTRORMS Education EV3, позволяющей ученикам вести экспериментальную деятельность и развиваться в таких областях, как информатика, физика, технология, инженерия и математика. Также для сотрудников лаборатории будут созданы курсы, основанные на международных программах Академии LEGO.

Генеральный директор Московского центра исследований и разработок EMC Камиль Исаев обратил внимание гостей ПетрГУ на нехватку в России специалистов информационной области, а в особенности области биологии и биоинформатики. «Мы разработали курс по биоинформатике для школьников, потому что уверены: чем раньше молодые люди начнут постигать новые области знаний, тем большему они смогут научиться и более осознанный выбор смогут сделать в будущем. В итоге наша индустрия получит квалифицированных специалистов не только в узкой области компьютерных технологий, но и в областях «биологии», «физики», «химии», «математики», которые на стыке этих дисциплин смогут помочь нам достигнуть новых высот и успехов в бизнесе», – объяснил он слушателям.

Таким образом, лаборатория «Илмаринен» – большой и очень важный шаг в научно-инженерном направлении образования Российской Федерации. Усилия всех коммерческих компаний, объединившихся для открытия этого центра, направлены на то, чтобы в будущем он смог выйти на международный уровень. Соответствие мировым трендам, осведомлённость в последних технологических инновациях, расширение области знаний в научно-инженерной сфере, доступность изобретательской деятельности для школьников – всё это повысит престиж технического образования в России.

VII Международная педагогическая научно-практическая конференция
«Полимедийные технологии и решения
для инженерного и естественнонаучного образования в России»

23 сентября в Актовом зале ПетрГУ прошла VII Международная педагогическая научно-практическая конференция «Полимедийные технологии и решения для инженерного и естественнонаучного образования в России». Приуроченная, помимо 75-летия университета, к открытию научной лаборатории «Илмаринен», конференция была призвана осветить новые направления в техническом образовании, а также передать опыт республики Карелия остальным регионам Российской Федерации.

Известно, что около 92 процентов выпускников 9 классов, выбиравших для сдачи естественнонаучные предметы, обучались в городских школах. Ректор ПетрГУ Анатолий Воронин в своём выступлении затронул эту проблему и объяснил эту непопулярность среди выпускников сельских школ как недостатком технической базы в целом, так и стоимостью программного обеспечения, которое может себе позволить не каждая школа. Тем самым он довольно лаконично обозначил круг проблем, с которыми в целом сталкивается система начно-техническогообразования в России.

Пути развития информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в образовании стали, пожалуй, наиболее актуальным вопросом, поднятым на конференции. Более подробно на нём своё внимание заострили генеральный директор Polymedia Елена Новикова и директор МИНОТ РГГУ Сергей Кувшинов. Такие вызовы и компетенции XX века, как развитие экономики, производства и технологий, приводят к появлению новых профессий и специальностей и, что закономерно, к устареванию около 70% профессий традиционных. Такая ситуация даёт толчок к расширению границ обучения с помощью таких ИКТ, как интерактивные дисплеи, столы, полы, потолки и пульты для опросов, а также применению 3D-печати и 3D-визуализации, виртуальной реальности, робототехники и облачных центров для видеоконференцсвязи. Хотелось бы отметить, что дистанционное обучение здесь предполагается не как замена традиционным формам образования, а как дополнение, углубление учебного процесса. Таким образом, появляется необходимость подготовки учащихся к профессиям, которые на данном этапе ещё не созданы, использованию технологий, которые ещё не изобретены, и решению проблем, которые, возможно, ещё не стоят перед современной наукой. Для всего этого учащимся необходимы такие навыки и умения, как: способность решать сложные задачи за счёт динамического коллективного интеллекта; стремление обучаться в течение всей жизни; базовая грамотность в ИКТ, программировании; креативность и творческие способности.

Компания LEGO Education представила ряд образовательных решений для естественнонаучного цикла. Решения эти разработаны строго по предметам и возрастам и включают в себя методические рекомендации и пошаговые инструкции, планы уроков на целый курс по предметам, методику оценки полученных знаний, обучающие семинары для учителей. Председатель компании и сертифицированный тренер LEGO Academy Екатерина Гудкова во время своего выступления особенно подчеркнула, что все инструкции и программное обеспечения специально сделаны на русском языке, а не предоставляются в качестве перевода. В свою очередь дети приобретают следующие навыки: опыт работы с приборами с обратной связью; основы программирования; понятие причинно-следственных связей; способность анализировать ситуации успеха и «неуспеха»; опыт подготовки презентаций и выступлений; умение взаимодействовать с учителями и сверстниками; овладевание основами умения учиться. Образовательные решения LEGO Education направлены на выполнение федерального государственного образовательного стандарта, который устанавливает необходимость:

· сформировать мотивацию школьников к познанию;

· овладения эмпирическими и теоретическими методами научного познания;

· сформировать умения анализировать, классифицировать и обобщать информацию;

· максимально расширять кругозор, дополняя современную картину мира;

· приобрести навыки конструирования;

· организации научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности.

О современных подходах в IT-образовании и образовательных инициативах ЕМС рассказал Виктор Дашонок, координатор Академической программы России и СНГ «Центр исследований и разработок ЕМС». Корпорация ЕМС является глобальным лидером, помогающим компаниям и сервис-провайдерам преобразовать свою работу и представить IT как сервис. К глобальным трендам, которые необходимо развивать в Российской Федерации, ЕМС относит облачные вычисления, большие данные, Интернет вещей, биоинформационные технологии, а также такие новые профессии, как учёный по данным (аналитик больших данных), биоинформатик и облачный архитектор. Образовательные инициативы, предложенные ЕМС, включают в себя: экскурсии в Центр разработок ЕМС; профориентационные лекции; программа STUDENT STAR; Академическая программа; технические семинары; STEM-программы.

На тему «Чувство удивления: учиться думать как учёный» выступил главный образовательный консультант Promethean доктор Джон Коллик (John Collick). Вместе с коллегами по отделу Стратегии образования, он в качестве советника для руководителей государственных систем образования разрабатывает методологию, помогает управлять проектами, проводит тренинги и осуществляет консультационную поддержку, чтобы система образования соответствовала требованиям XXI века. Преодоление мифов о науке в школе, что это только для «умников», что это скучно и неинтересно, посредством прививания детям идеи о ценности науки – в этом Джон Коллик видит новые возможности преподавания естественнонаучных дисциплин. Образовательная стратегия Promethean, освещённая в выступлении, включают в себя такие программы, как:

· Навыки эффективной коммуникации;

· Принципы дебатов;

· Принципы научного мышления;

· Метопознание.

Как и на открытии научно-практической лаборатории «Илмаринен» 22 сентября, компания PASCO предложила ряд современных технологий для проведения естественнонаучных экспериментов: устройства для сбора данных и анализа, интерфейсы для ПК, конструкции для экспериментов и сборные структуры PASCO, более 70 цифровых датчиков и мульти-датчиков, а также библиотека видеозаписей демонстраций и опытов, возможность дистанционного обучения и вебинаров, моделирование экосистем, сбор данных в реальном времени и возможность бесплатного скачивания файлов и материалов для опытов. Для инженерного образования компания PASCO подготовило несколько решений, а именно: специальные устройства и программы для серьёзного математического анализа, необходимого как для углублённого изучения наук, так и для проведения научных исследований; дополнительные конструкции и механизмы для создания специальных условий экспериментов.

На конференции также выступило сетевое сообщество edcommunity.ru с программой поддержки образования. По словам начальника группы Интернет-коммуникаций Polymedia Бабайцевой Надежды, сообщество провело более 50 000 семинаров и 500 вебинаров для учителей по всей России, делясь передовым опытом из других стран. В онлайн-библиотеке edcommunity.ru в доступе имеется около 5000 готовых интерактивных уроков, которыми могут пользоваться все участники сообщества на своих занятиях. А в организованных сообществом конкурсах приняло участие более 3000 учителей и учеников.

После конференции гостей ожидали различные мастер-классы:

· Новые технологии учебного естественнонаучного эксперимента с оборудованием PASCO (Руководитель методической службы Polymedia к.п.н. Петрова Мария);

· Видеоскрайбинг средствами интерактивной доски ActivBoard (Учитель информатики, руководитель методического объединения «Информатика» ГАОУ ЦО № 548 «Царицыно» г. Москва Афанасьева Людмила);

· ИКТ на уроке. Образовательный маршрут учителя (Доцент кафедры русской литературы и журналистики ПетрГУ, к.фил.н. Матюшкин Александр);

· Образовательные STEM-практики с использованием LEGO Education в начальной школе (Сертифицированный тренер LEGO Academy Гудкова Екатерина);

· Образовательные STEM-практики с использованием LEGO Education в основной школе (Сертифицированный тренер LEGO Academy Чернышёв Денис).

Новые технологии, специальности, возможности науки дают широчайший простор для обучения, творчества и развития. Прошедшая педагогическая научно-практическая конференция показала, как всё-таки много ещё неосвоенных высот и путей развития системы образования не в одной республике Карелия, а во всей Российской Федерации. Ценный опыт других стран, передовые технологии, современные способы преподавания и свежие идеи – вот что поможет российскому образованию оставаться на достойном уровне. Мы надеемся, что все те ценные образовательные решения и инновации, представленные на конференции ведущими техническими компаниями, будут претворены в жизнь в ближайшем году, а школьники, задумавшиеся о научно-техническом и, в частности, инженерном направлении образования, не побоятся сделать правильный выбор.