НОВОСТИ

Школа не должна убить у подростка интерес к чтению

22 марта в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) прошел круглый стол “Как изменится изучение литературы в школе: новая программа и новые угрозы”.

Информационным поводом к экспертному разговору послужило создание так называемой “Примерной программы по литературе”. Для начальной и средней школы (с 5-го по 9-й класс) она уже готова, а для 10–11-х классов проходит последний раунд профессионального обсуждения на специализированном краудсорсинговом интернет-ресурсе http://edu.crowdexpert.ru

При этом ключевым и самым обсуждаемым является вопрос о том, нужен ли школьной литературе единый обязательный список произведений. Дискуссии о том, что конкретно должен читать подросток, по своей остроте превзошли прения по единому учебнику истории. Кого из великих нельзя сбрасывать с корабля современности? Что будет, если не прочесть “Преступление и наказание” до совершеннолетия?

Эксперты сошлись в главном: список книг может быть только рекомендованным, а что именно из него изучать, должна решать для себя каждая школа самостоятельно.

“Именно такой подход предписывает нам новый Федеральный государственный образовательный стандарт, главная цель которого в данном случае — сформировать за время обучения интерес к чтению и навыки продвинутого читателя, а не пройти обязательный объем литературных произведений. Поэтому в школе должны появиться уроки, когда ребенок может почитать на уроке то, что ему нравится и хочется. А школа лишь должна обеспечить ему для этого время, пространство и ресурсы”, - рассказывает автор “примерной программы”, зав. лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ Екатерина Асонова.

“Золотой запас” классики, конечно останется: Толстого, Пушкина, Чехова, Булгакова будут проходить все и всегда. Но нужна и новая литература: с тех пор как появился прежний, «классический» список изучаемой литературы, прошел целый век. А писатели за это время не перестали писать, и эта литература интересна детям, уверен заместитель руководителя школы филологии НИУ ВШЭ Михаил Павловец.

При этом, для создания «культурного кода» достаточно включить в обязательную часть на всю школу лишь 30–40 произведений, поддерживает автор текста “Тотального диктанта-2016”, детский писатель Андрей Усачев. Остальное каждый школьник наберет сам и эта часть может быть вариативна.

Тем более, что привычная всем “обязаловка” уже не работает: современные подростки слишком перегружены, чтобы читать даже обязательные произведения, считает участник обсуждения на сайте http://edu.crowdexpert.ru учитель русского языка и литературы школы № 2070 Наталья Журавлева.

“Спросила у своих ребят, кто за последние три месяца прочитал хотя бы одну книгу вне школьной программы. Оказалось, что лишь 8 человек из 16-ти. А с программным чтением дело обстоит еще хуже”, - рассказывает Наталья Журавлева. Ключевой проблемой, по ее мнению, является отсутствие мотивации подростков к чтению. И здесь могут быть полезны все элементы популяризации: литературные акции, видеоролики с пересказами литературных произведений или внедрение интерактивных и анимационных элементов непосредственно в процесс чтения.