НОВОСТИ

ДЕКЛАРАЦИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА

Итоговый документ

г. Сургут, 8-9 сентября 2016 г.

В настоящее время все более актуализируется проблема привлечения педагогической общественности, творческих объединений, работников культуры и средств массовой информации к проблемам развития гуманитарного образования, роли русского, родных и иностранных языков и литературы в социокультурном контексте.

В связи с этим 8-9 сентября 2016 года в г. Сургуте состоялся Филологический форум Югры «Филологическое образование в поликультурном пространствекак условие формирования информационной культуры современного человека».

Форум был организован Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, автономным учреждением дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования», бюджетным учреждением высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный университет» при поддержкеРоссийской академии образования, Департаментаобразования администрации г. Сургута, Департамента образования и молодёжной политики администрации Сургутского района и при активном участии представителей Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской академиинаук, издательств «Русское слово», «Родное слово», Центра лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение», объединенной издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» (г. Москва), федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (г. Москва), бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» (г. Ханты-Мансийск), федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет».

Участниками мероприятия стали более 200 человек. Среди них педагогические работники образовательных и научных организаций, учителя и преподаватели русского языка и литературы, родных и иностранных языков, студенты педагогических факультетов и факультетов журналистики вузов Югры, представители средств массовой информации и общественных организаций, духовенства, ведущие эксперты в области филологии.

Основной целью проводимого Форума стало определение и реализация приоритетных направлений повышения качества филологического образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Деятельность Форума была направлена на решение следующих задач:

–определить первоочередные меры по укреплению и продвижению русского языка как государственного и как языка межнационального общения, по созданию условий для гражданской самоидентификации жителей поликультурного региона;

–обсудить основныевопросы развития филологического образования в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях округа и Федеральной целевой программы «Русский язык на 2016-2020 годы»;

–обозначить проблемысохранения и развитияродных языков (хантыйского, мансийского, ненецкого) и литературы коренных малочисленных народов Севера в современных условиях;

–создать дискуссионную площадку по обмену опытом преподавания иностранных языков в образовательных организациях Югры на ресурсе регионального сетевого сообщества;

–рассмотретьвопросы кадрового, научно-методического и технологического обеспечения, измерения качествафилологического образования;

–наметить пути формирования информационной культуры современного человека в киберпространстве и средствах массовой информации Югры.

В рамках Форума были проведены мероприятия:

–стратегические сессии с участием ведущих экспертов в области филологического образования в Российской Федерации;

–методические сессиив формате профильных секций, ориентированные на повышение эффективности использования современных образовательных технологий и совершенствование методики преподавания филологических дисциплин;

–открытые мероприятия –мастер-классы, обучающие семинары, круглые столы, открытые лекции экспертов в области филологического образования России и Югры;

– выставка учебно-методической литературы ведущих российских издательств.

В работе стратегической сессии «Русский язык и литература: новые подходы в развитии системы филологического образования России» обсуждался круг вопросов:

–современный русский язык в государственной системе образования Российской Федерации;

–новые подходы в развитии системы филологического образования в соответствии с Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации;

–эффективные педагогические технологии и методики преподавания русского языка и литературы;

–роль гуманитарных наук в поддержке русской словесности, возрождении интереса к чтению, повышении языковой культуры и уровня грамотности;

–развитие кадрового потенциала в системе филологического образования: формирование компетенций преподавания в поликультурной среде, обучение с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

–модернизация образовательных программ в области филологии как условие повышения качества высшего образования.

На сессии было отмечено, что в настоящее время происходит много существенных изменений в преподавании филологических дисциплин, за последние несколько лет изменилась стратегия филологического образования: учителя русского языка долгое время были ориентированы на успешную сдачу обучающимися единого государственного экзамена, сегодня же внимание обращено на повышение качества филологического образования в целом. Если говорить о филологическом образовании в высшей школе, то оно должно быть на высоком уровне у студентов всех направлений. Приоритетной установкой стало решение проблем каждого обучающегося и выявление собственных пробелов педагогов в области русского языка.

Участниками сессии была обозначена системная проблема, заключающаяся в непонимании обучающимися смысла прочитанного, значения слова, формировании клипового мышления у детей в работе с текстами.

Ведущие эксперты в области филологии и участники Форума обсуждали вопрос об исчезновении эпистолярного жанра, который теснейшим образом связан с написанием сочинений, о внеурочном чтении, беседах, чтении со словарем, что способствует повышению уровня владения языком.

Работа стратегической сессии «Национальные языки Российской Федерации в этнокультурном образовательном пространстве» была направлена на решение проблем, касающихся:

- социокультурной альтернативы в модернизации образования;

- эффективных педагогических технологий и методик преподавания родного языка и литературы;

- национальных языков в этнокультурном образовательном пространстве;

- развития кадрового потенциала в этнокультурном образовательном пространстве;

- современного урока как основы эффективного и качественного образования.

Экспертами определена общая позиция в понимании необходимости:

– сохранения и развития традиционных видов деятельности как системообразующей составляющей социокультурной среды функционирования родного языка;

– расширения хозяйственно-промысловых пришкольных баз для создания деятельностно-развивающей среды «погружения» и изучения родного языка и культуры;

–формирования эффективного межведомственного взаимодействия и социального партнерства по вопросам развития единого этнокультурного пространства;

–выявления и распространения новых этнокультурно-образовательных практик, форм и способов изучения родного языка детьми-билингвами;

–утверждения и закрепления алфавита, единых норм правописания как основы литературного хантыйского языка;

– выстраивания новых линий преемственности изучения родного языка на всех ступенях образования;

– учета потребности в высококвалифицированных преподавателях родного языка, подготовке и переподготовке педагогических кадров для образовательных организаций с преподаванием родного языка.

Участники стратегической сессии «Иностранные языки в школьной программе и информационно-образовательном пространстве» обсудили актуальные вопросы, связанные с:

– совершенствованием преподавания иностранного языка в современной школе;

– современными требованиями к информационно-образовательной среде урока иностранного языка;

– интеграцией форм организации учебных занятий и смешанным обучением в преподавании иностранных языков;

– эффективными педагогическими технологиями и методиками преподавания иностранных языков;

– инновационными подходами к повышению квалификации учителей иностранного языка.

Эксперты в области иностранного языка обратили внимание на то, что в настоящее время иностранный язык рассматривается как язык лингва франка, язык компьютерных технологий и академической мобильности. Он приобретает особую значимость в условиях введения Профессионального стандарта педагога, где в числе компетентностей владение педагогами иностранным языком. В ходе проведения сессии были озвучены проблемы качества преподавания иностранного языка, в решении которых весомое значение имеет подготовка кадрового и личностного потенциала, интегративная среда онлайн-общения, привлечение иностранных специалистов – носителей языка.

В формате методической сессии «Русский язык и литература: новые подходы в развитии системы филологического образования России»актуализировались проблемы развития читательской культуры школьников, значимости современного русского языка в государственной системе образования Российской Федерации, необходимости создания эффективных сетевых информационно-коммуникативных ресурсов в процессе преподавания русского языка и информационно-методического обеспечения образовательного процесса.

В обсуждении вопросов приняли участие 125 учителей русского языка и литературы.

По итогам работы сессии были внесены предложения по повышению качества преподавания русского языка и литературы, связанные с:

–овладением методики сбора и анализа регионального языкового материала;

–учетом критериев выбора учебно-методических комплексов по русскому языку и литературе;

– оптимизацией учебного процесса посредством использования сетевых информационно-коммуникационных ресурсов на уроках русского языка;

–обеспечением учебной и методической литературой;

–развитием исследовательской культуры школьников;

– выработкой навыка анализа и отбора информационных ресурсов по признакам их достоверности, авторитетности, научности, актуальности, что формирует сознательный рефлексивный подход к собственной речевой практике;

–компетентностным подходом к использованию словарей в учебном процессе, где важно расширить представление о видах словарей (энциклопедических и лингвистических), формировать привычку регулярного обращения к словарям как к источнику авторитетной информации;

– использованием в учебном процессе наиболее авторитетных информационных ресурсов, в частности порталов «Грамота. ру», «Национальный корпус русского языка», сайтов «Академик», «Культура письменной речи», «Словари. ру», фундаментальной электронной библиотеки, портала русского языка «Ярус».

Участники сессии предложили реализациютаких идей, как:

– проведение конкурса «Литературный след», посвященного литературному краеведению, научно-методических семинаров «Современный урок русского языка (литературы)» с целью углубления в предметное содержание филологических дисциплин;

– создание дискуссионных онлайн-площадок с дидактическим и методическим наполнением, онлайн-трансляций мастер-классов, обучающих семинаров, открытых лекций в области филологического образования;

– созданиеоткрытого методического банка педагогических идей, филологического сайта Югры, издания по итогам Форума методических материалов учителей-практиков.

Как на стратегической, так и на методической сессиях обсуждался вопрос о повышении профессиональной компетентности педагогов, о развитии речевой культуры и грамотности учителей по другим предметам.

Прозвучало предложение о том, что к участию в работе Форумадолжно быть привлечено больше студентов педагогических и филологических направлений.

В круг обсуждаемых вопросов методической сессии«Национальные языки Российской Федерации в этнокультурном образовательном пространстве» вошли этнокультурно-образовательные проекты как способ повышения интереса к изучению родного языка, проблемы финно-угорской транслитерации и ее использование в исследовательских работах школьников, преподавание различных форм и технологий родного языка.

Участники единодушно признали степень важности решения вопросов:

- расширения сферы использования родного языка;

- вовлечения в процесс преподавания языка и передачи традиционных знаний представителей общественных и социальных структур;

- учета этнокультурного аспекта преподавания родного языка;

- распространения положительного опыта реализации этнокультурно-образовательных проектов в педагогической практике;

- разработки академических словарей хантыйского и мансийского языков;

- создания сетевых информационно-образовательных ресурсов изучения родного языка;

- популяризации родного языка и обязательного включения на ступенях среднего специального и высшего профессионального образования курса «Языковая картина мира обско-угорских народов».

Работа методическойсессии «Иностранные языки в школьной программе и информационно-образовательном пространстве»была посвящена проблемам языкового образования в Югре, интеграции международного и российского опыта по обучению английскому языку, поиска инновационных подходов к повышению квалификации учителей иностранного языка, применения деятельностных методик в обучении иностранным языкам.

Участники сессии резюмировали:

– внедрить пилотные инновационные проекты для развития цифровой образовательной среды;

– рекомендовать к использованию учебно-методическую литературу по иностранным языкам издательства «Просвещение»;

– подготовить кадры для внедрения второго иностранного языка в учебных заведениях округа;

– проводить курсы повышения квалификации для учителей иностранного языка на базе Сургутского государственного университета;

– создать единую систему переподготовки учителей и преподавателей иностранного языка округа;

– повышать языковую подготовку преподавателей округа до соответствия международному уровню С1 (согласно общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками) с привлечением Центра INTEX на базеСурГУ;

– разработать Концепцию языковой стратегии иноязычного образования в Югре;

– организовать стажировки для учителей иностранного языка в англоговорящих странах;

– создать региональный сайт учителей иностранного языка и модель непрерывного иноязычного образования на всех уровнях образования.

Мастер-класс «Трудности русского языка, с которыми сталкивается журналист, и типичные ошибки, тиражируемые СМИ. Информационная база, повышающая культуру речи (словари, справочники, интернет-порталы)» был организован и проведен для журналистов средств массовой информации, педагогов, обеспечивающих работу с одаренными детьми в рамках детских школьных пресс-центров.

На Форуме были представлены открытые лекции, тематика которых была посвящена не только вопросам филологического образования, но и проблемам междисциплинарного характера, в частности педагогическим аспектам формирования одаренности и психологическим основам ее выявления.

Участниками круглого стола по обсуждению аспектов обновления содержания общего образования, новых подходов в развитии системы филологического образования в соответствии с Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации стали заместители руководителей образовательных организаций, методисты.

Для учителей русского языка и литературы прошли мастер-классы, тематика которых была связана с применением деятельностных методик и технологий, диалоговым принципом в обучении на примере учебной и дидактической литературы, и обучающие семинары по научно-методическим подходам в развитии письменной речи учащихся.

Открытые мероприятия направления «Национальные языки Российской Федерации в этнокультурном образовательном пространстве» включали мастер-классы победителей региональных и федеральных конкурсов в сфере преподавания родного языка.

Учителя иностранного языка участвовали в мастер-классе и обучающем семинаре по применению электронных форм учебников и созданию информационно-образовательной среды на уроке.

По итогам работы Форума его участники принимают настоящую публичную декларацию.

Форум признаёт:

– русский язык – это не только важный элемент национальной культуры, но и духовное наследие, достижение русского народа, отражающее теснейшую связь с культурой других народов, населяющих территорию России;

– важность сбережения и развития русского языка и культуры в сохранении идентичности в условиях глобализации;

– роль русского языка в межнациональном и международном общении;

– филологическое образование существенным фактором становления и развития личности.

Форум принимает во внимание:

– традиции изучения словесности в России;

– глубокую заинтересованность общества в поддержке и продвижении русского языка, в популяризации отечественной литературы;

– опыт авторитетных общественных организаций в России и за рубежом в научно-просветительской и культурно-образовательной деятельности в области русского и национальных языков и литературы.

Форум отмечает:

– невысокий уровень филологической грамотности и читательской и речевой культуры общества;

– падение престижа филологического образования;

– несовершенство учебных программ и образовательных стандартов в области филологии.

Форум резюмирует:

– считать филологическое образование на ступени общего образования важнейшим и определяющим условием становления личности подрастающего поколения и его социализации, формирования нравственной и гражданской позиции, развития его творческих и интеллектуальных способностей;

– принять активное участие в общественном обсуждении Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях округа;

– широко освещать деятельность методических объединений учителей-филологов в Интернете и СМИ;

– осуществлять систематическое информационное обеспечение исследовательской и методической работы словесников, создать банк методических работ учителей;

– участвовать во всех мероприятиях филологической направленности в рамках образовательной деятельности АУ «Институт развития образования» с целью распространения новых методических идей, обобщения опыта передовых учителей и преподавателей русского языка и литературы, родных и иностранного языков округа, публикации творческих работ и методических материалов педагогов;

– совершенствоватьдеятельность сетевого сообщества филологов для обсуждения проблем, связанных с филологическим образованием в учебных заведениях округа.

Форум приглашает:

педагогическую общественность, ученых-филологов, педагогов-практиков, писателей, издателей, представителей исполнительной и законодательной власти к обсуждению и реализации настоящей Публичной декларации.