АКТУАЛЬНО

Патриотическое воспитание молодёжи – приоритет образовательной политики и педагогической практики

Т.В. Болотина, к.п.н., зав. кафедрой методики преподавания истории, социально-политического образования и права ФГАОУ ДПО АПК и ППРО

Е.Е. Вяземский, д.п.н. профессор кафедры методики преподавания истории, социально-политического образования и права ФГАОУ ДПО АПК и ППРО

В декабре 2015 года была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»,[1] которая заняла важное место среди наиболее значимых документов последних лет – Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование системы воспитания детей и молодёжи (Закон «Об образовании в Российской Федерации»,«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.», «Концепция развития дополнительного образования детей»).

Данная программа была подготовлена на основе накопленных за последние годы опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учётом важности обеспечения российской гражданской идентичности и духовно-нравственного становления подрастающего поколения. При этом отмечается, что реализация программы приходится на сложный период экономического кризиса, усложнения международной обстановки и обострения ряда геополитических факторов. Кроме того, педагогическим коллективам следует учесть и множество актуальных проблем в сфере образования, в том числе: недостаточное соответствие воспитательных мер и результатов требованиям общества, запросам детей и родителей; ослабление воспитательной роли семьи; низкий уровень информационной безопасности детей и подростков; высокий уровень негативных зависимостей среди детей и подростков (наркомании, токсикомании, потребления алкоголя), детской преступности. Все эти проблемы усугубляются высоким уровнем социального расслоения, разницей в доходах граждан, семей в российском обществе; приверженностью значительной части граждан к потребительству как стилю жизни без учёта общественных интересов.

Особого внимания требует также обеспечение профессионализма при работе с каждым ребёнком и его семьей; социализация наиболее уязвимых категорий детей; развитие партнёрского взаимодействия субъектов воспитательной сферы. Это требует от всех, кто занимается воспитанием подрастающего поколения широких знаний, высокой культуры, толерантности к разным мнениям, умения гибко использовать разнообразные формы и методы работы.

Особенностью программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», является то, что она ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан и предполагает консолидацию усилий семьи, общества и государства в решении этой проблемы. При этом государственная политика в сфере патриотического воспитания рассматривается как «создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию».

Основными направлениями программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» являются:

– развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан;

– совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учётом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства;

– развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями и шефства трудовых коллективов, бизнес-структур, районов, городов, областей, краёв и республик над воинскими частями (кораблями);

– создание условий для развития волонтёрского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания;

– информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации.

Для системы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) и переподготовки кадров работников образования наиболее значимой представляется деятельность по выявлению и использованию наиболее эффективной практики патриотического воспитания, накопленной в разных образовательных и общественных организациях, объединениях патриотической направленности, оборонно-спортивных лагерях, военно-исторических клубах, в проведении историко-спортивных игр и организации поисковой работы.

Для реализации Программы патриотического воспитания молодежи требуется привлечение педагогов к разработке новых образовательных программ с воспитательной компонентой, методических материалов и рекомендаций в области патриотического воспитания для разных возрастных групп обучающихся, с учётом их интересов и потребностей, широкого распространения Интернет-технологий, электронных игр, возможностей горизонтального сетевого общения. Требуется развитие творческих форм работы, направленных на активизацию интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, её героическим страницам, углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России, её регионов, исторических символов и памятников Отечества.

Чрезвычайно важно, что в Программе большое внимание уделяется созданию условий для развития волонтёрского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания. Участие в социально-значимых делах формирует у детей и молодёжи, активной гражданской позиции, чувства сопричастности к процессам, происходящим в стране, истории и культуре России, способствует их самоорганизации и тем самым расширяет возможности формирования гражданского общества в нашей стране.

Значимым условием реализации данной Программы является компетентность, профессионализм педагогических кадров. ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» готова оказать педагогам России необходимую помощь в повышении компетентности в сфере патриотического воспитания молодёжи, овладении современными подходами и технологиями патриотического воспитания. Ждём вас на кафедре методики преподавания истории, социально-политически дисциплин и права АПКиППРО, педагогический коллектив которой включает известных в России специалистов, экспертов в сфере гражданско-патриотического воспитания молодёжи, – Т.В. Болотину, Е.Е. Вяземского, В. Высоцкого, А.Н. Иоффе, И.А. Мишину, А.А.Ермолина, А. Прутченкова, С.Г. Лесникову и других преподавателей.



[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493

«О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы"».